Библиотечное дело как сложная социокультурная система
В последнее время по отношению к содержанию и результату библиотечной деятельности употребляется понятие «услуга», которое предполагает функциональный характер рассмотрения библиотеки как места для удовлетворения запросов пользователей. Хотя такая концепция соответствует современным маркетинговым решениям в сфере повышения эффективности библиотечной работы, многих специалистов в области библиотечной деятельности она не устраивает как обесценивающая социальную роль библиотеки в обществе.
На протяжении столетий библиотека существовала именно как феномен социокультурной жизни, участвуя в просвещении, культурном обмене и накоплении знаний. Библиотека и ее фонды воспринимались как мощный фактор социализации, приобщения индивидов к культурному опыту человечества.
С момента своего возникновения и на позднейших этапах развития библиотека выступала как сложно организованная система, включающая триаду «информационный источник – библиотекарь – читатель». Сущность библиотечной деятельности заключалась в создании условий для культурной медиации в сфере распространения знаний и просвещения. Именно через деятельность библиотеки происходило приобщение общества к знаниям, информации, культурным ценностям.
Некоторые специалисты в области библиотечного дела считают, что внедрение понятия «услуга» в сферу библиотечных процессов, переориентация библиотечной деятельности в соответствии со стратегиями маркетинга и менеджмента придает забвению просветительскую миссию библиотек, делая их центрами удовлетворения пользовательских запросов. Библиотека, утрачивая значимую социальную миссию, превращается в утилитарную структуру, подчиненную задачам информационного обеспечения населения.
Справедливость такой критики очевидна, однако переход библиотеки к новой модели деятельности не означает отказа от реализации ее культурно-просветительских задач. В современном обществе, которое переживает определенный ценностный кризис, роль библиотеки в формировании духовно-нравственной, ценностно-ориентационной сфере, особо велика.
Функции и направления социокультурной деятельности библиотеки
Будучи социокультурной системой, библиотека выполняет следующие функции:
- аккумулирует передовые достижения в области хранения, обработки и представления различной информации,
- обеспечивает открытость и доступность сведений для любого пользователя,
- способствует информационному просвещению и повышению читательской культуры,
- ориентирует пользователя в многообразии информации и помогает в ее систематизации,
- реализует социально значимые аспекты работы с читателя, касающиеся обслуживания инвалидов, престарелых, социально незащищенных слоев населения,
- проводит работу по продвижению книги чтения в молодежной среде,
- через систему мероприятий и форм массовой работы знакомит читателей с культурными ценностями, историей страны, ее искусством и литературой,
- формирует базовые ценности в области патриотического, гражданского, экологического, духовно-нравственного, эстетического воспитания,
- помогает реализовать творческий потенциал, удовлетворить стремление к общению и совместной деятельности.
Суть деятельности современной библиотеки заключается в ее социальной направленности, которая предполагает создание условий для полноценного развития каждого субъекта социальной жизни, максимального удовлетворения его духовных потребностей.
Основными направлениями социокультурной деятельности библиотек можно считать следующие:
- информационное, связанное с распространением знаний на принципах открытости, свободы, добровольности,
- просветительское, направленное на приобщение к достижениям науки и культуры через чтение и книгу,
- культурное, связанное с постижением своеобразия национальной культуры, развитием информационной и компьютерной грамотности,
- досуговое, направленное на организацию продуктивных форм свободного времяпрепровождения,
- коммуникативное, ориентированное на создание условий для общения, совместного обсуждения интересных тем, обмена опытом,
- социальное, направленное на восполнение дефицита информации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, малоимущих и т. д.,
- рекреационное, обеспечивающее эмоциональную разрядку, отдых и приятный досуг.
Основными формами реализации социокультурной миссии библиотеки являются:
- Библиотечно-информационное обслуживание в аспекте предоставления доступа к ресурсам и информации из разных источников.
- Культурно-просветительская работа, осуществляемая посредством массовой работы, организации клубной деятельности, консультативных центров и проч.
Социокультурная деятельность библиотек остается важной частью процессов социализации, сохранения и передачи культурного опыта и ценностей, а также повышения культурных и образовательных запросов населения.