Библиотечная статистика
Статистика – многозначное понятие, рассматриваемое в трех аспектах:
- Теоретическая дисциплина, изучающая закономерности измерения и анализа больших массивов числовых данных.
- Разновидность деятельности, направленной на получение и анализ количественных показателей, касающихся разных сфер общественной жизни.
- Совокупность сведений, относящихся к какой-либо сфере.
Применительно к библиотечной деятельности статистика понимается как вспомогательная дисциплина, направленная на систематизацию количественных показателей библиотечной работы.
Статистика используется не только как инструмент выявления результативности деятельности библиотеки. В системе библиотечной работы она выполняет следующие функции:
- Регулятивно-организационная функция, которая проявляется в том, что устанавливаемые статистические показатели и требования к деятельности библиотеки реализуются в ее работе, определяя ее количественные цели и задачи.
- Диагностическая функция, связанная с выявлением текущего состояния библиотечных процессов.
- Коррекционная функция, целью которой является выявление причин неэффективности библиотечной деятельности и методов ее оптимизации.
- Прогностическая функция, позволяющая определить перспективы развития библиотечного учреждения.
- Контрольная функция, предполагающая выявление соответствия плановых показателей фактическому состоянию библиотечной работы.
Статистика, таким образом, выступает как механизм реализации управленческой функции, позволяя не только получать объективные данные о текущем состоянии библиотечных процессов, но и прогнозировать их развитие.
Для реализации управленческого потенциала статистики необходимо, что ее данные отличались полнотой, достоверностью, были надежными и соответствовали нормативным требованиям к деятельности библиотеки.
Источники библиотечной статистики
Точность и достоверность статистических данных о деятельности библиотек обеспечивается опорой на реальные показатели библиотечной работы, отраженные в основных документах. К ним можно отнести читательский формуляр, листик читательских требований, книжные формуляры, журналы учета справок и консультаций, а также журналы абонемента, читального зала, картотека пользователей и иные документы (например, книги суммарного учета фонда).
Показатели библиотечной деятельности формируются на основе постоянной учета и анализа данных документов, выступающих источниками достоверных и полных сведений о работе библиотеки. Поэтому для корректной организации статистического учета необходимо, чтобы сотрудники библиотеки целенаправленно, регулярно и добросовестно вели учет своей работы.
Другими источниками статистических сведений являются вторичные документы, формируемые на основе первичных документов, указанных ранее. К ним относится дневник библиотеки, ежегодная статистическая форма отчетности (6-НК), а также текстовые отчеты о работе библиотеки за определенный период.
Виды учета и статистические показатели деятельности библиотек
По целям и содержанию учет работы библиотеки, производимый ее сотрудниками, подразделяется на ряд разновидностей:
- Первичный учет, осуществляемый в ходе текущей работы.
- Статистический учет, связанный с определением показателей библиотечной работы в соответствии с требованиями.
- Бухгалтерский (финансовый) учет деятельности.
- Индивидуальный учет, осуществляемый сотрудником лично в целях оптимизации рабочего времени и повышения производительности труда.
Собственно библиотечная статистика обычно ассоциируется со вторым видом учета, поскольку именно он связан с выявлением количественных показателей информационно-библиотечного обслуживания.
Показатель библиотечной деятельности – это выраженная в количественном виде характеристика определенной стороны библиотечного обслуживания.
Показатели библиотечной деятельности формируются в абсолютном, среднем и относительном измерении. Первые показатели – данные суммарного учета, вторые – величины, основанные на отношении показателя из совокупности к самой совокупности; наконец, третьи величины показывают отношение показателей друг другу, что позволяет отслеживать их в динамике.
Основными показателями учета выступают:
- Количество пользователей, которые зарегистрированы в библиотеке.
- Посещаемость, то есть число пользователей, обратившихся в библиотеку за единицу времени.
- Книговыдача – общее число экземпляров документов, предоставленных пользователям в определенный период.
- Обращаемость – отношение количества выдач документа к общему объему фонда.
- Книгообеспеченность отражает отношение объема фонда к количеству жителей.
Также существуют показатели комплектования: число новых поступлений, число списаний, динамика движения фонда за год и проч.
На основании данных статистики модно получить объективную картину деятельности библиотечного учреждения, определить ее соответствие / несоответствие требованиям норм и стандартов, а также определить пути решения трудностей в библиотечном развитии.