Общие требования к обращению с отходами
В отношении обращения с промышленными и бытовыми отходами существует целый ряд требований.
Среди этих требований можно назвать следующие:
- Работа с опасными отходами подлежит обязательному лицензированию;
- Здоровье человека и охрана окружающей среды является обязательным условием лицензирования.
К процессу проектирования, строительства, консервации, ликвидации зданий и сооружений тоже есть обязательные для выполнения требования.
Требования заключаются в следующем:
- Государственная экологическая экспертиза положительного заключения;
- Обязательное выполнение всех требований в области охраны природы и здоровья человека;
- Обязательная технологическая и техническая документация об использовании и обезвреживании образующихся отходов;
- Наличие площадок для сбора отходов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе эксплуатации предприятий, зданий, сооружений, обязаны выполнять следующие требования:
- Использовать новейшие малоотходные технологии;
- Обязательная инвентаризация отходов и объектов по их размещению;
- В местах объектов по размещению отходов следить за состоянием природной среды;
- Предупреждать аварии, связанные с обращением с отходами и принимать меры по их ликвидации;
- Немедленное информирование в случае угрозы аварий уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Места размещения отходов называются объектами (ОРО) и должны подчиняться своим требованиям. Этот объект представляет собой специально оборудованное сооружение – полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород – в пределах которого размещаются отходы.
Требования, установленные законом, к таким сооружениям:
- Создание такого объекта возможно только при наличии специального разрешения соответствующих органов;
- Место для создания ОРО возможно при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- Собственники ОРО обязаны следить за состоянием окружающей природной среды;
- Проводить восстановительные работы нарушенных земель;
- Законом запрещается на территориях населенных пунктов складирование и захоронение отходов;
- Запрещается складирование и захоронение отходов в рекреационных и водоохранных зонах, в лечебно-оздоровительных, курортных, лесопарковых зонах;
- Законом запрещается захоронение отходов в районах добычи полезных ископаемых и в районах ведения горных работ;
- Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.
Отходы, содержащие вредные вещества, обладающие токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, содержащие возбудителей инфекционных болезней, имеющие высокую реакционную способность, являются опасными. В соответствии с установленными критериями опасные отходы подразделяются на классы опасности. Все опасные отходы должны иметь паспорт.
По Закону РФ деятельность предпринимателей и юридических лиц, связанная с образованием опасных отходов, может быть ограничена или запрещена при отсутствии возможностей обеспечить безопасность для окружающей среды и человека.
Такая двоякая норма Закона – «деятельность ограничена или запрещена» – на самом деле означает ни то, ни другое и звучит, по меньшей мере, как-то странно. Работающие с опасными отходами обязательно должны иметь профессиональную подготовку и сертификат, дающий право на работу с опасными отходами. Должностное лицо организации полностью несет ответственность за допуск работников к таким работам.
Опасные отходы транспортируются при условии:
- Наличие соответствующего паспорта;
- Специально оборудованные транспортные средства, снабженные специальными знаками;
- Выполнение требований безопасности к транспортировке таких отходов;
- Сопроводительная документация для транспортирования и передачи отходов;
- Цель транспортирования, место назначения и количество опасных отходов.
На территорию РФ запрещается ввоз вредных отходов другого государства с целью их захоронения и обезвреживания. Ввоз с целью дальнейшего их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
Понятие, виды и классы отходов
С точки зрения экологического права выделяются отходы производства и потребления:
- Газообразные отходы;
- Отходы твердые и жидкие;
- Опасные отходы;
- Радиоактивные отходы.
Производственные отходы и отходы потребления являются наиболее общим понятием. В образовании этих отходов участвуют две сферы – производство и потребление. Экологическое законодательство и право основное внимание уделяет опасным отходам.
Опасными называются отходы, содержащие вредные вещества для здоровья человека и представляющие большую опасность для окружающей среды.
Все отходы и обращение с ними регулируются законодательными и нормативно-правовыми актами.
К настоящему времени отходы по опасности делятся на 5 классов:
- Первый – чрезвычайно опасные отходы. Их наличие нарушает экологическое равновесие и период восстановления экосистемы;
- Второй – высокоопасные отходы. Восстановление нарушенной экологической системы занимает не менее $3$-х десятков лет после ликвидации источника вредного воздействия;
- Третий – умеренно опасные отходы. Период восстановления экологической системы после снижения вредного воздействия длится $2$ десятка лет;
- Четвертый – малоопасные отходы. Нарушенная экологическая система в течение $3$-х лет может восстановить сама себя;
- Пятый – практически не опасные отходы. Экологическая система не нарушается.
Также была создана классификация отходов по их происхождению:
Отходы $1$, $2$, $3$ класса опасности относятся к промышленным отходам, которые образовались в результате производственого процесса. К их числу относятся масла, нефтешламы, кислоты и щелочи, отработанные аккумуляторы и покрышки и др.
Отходы $3$ и $4$ класса опасности относятся к строительным отходам. они образуются в результате строительных работ или сноса зданий, сооружений - керамическая плитка, кирпич, древесные отходы, щебень, лако-красочные материалы и др.
Отходы $4$ и $5$ класса опасности образуются в жилом секторе, в административных зданиях, учебных заведениях, аэропортах и др. Это твердые бытовые отходы (ТБО). К ним относится дорожный мусор, крупногабаритные отходы, пластиковые бутылки, металлы, резину, пищевые отходы и др.
Наибольший объем бытовых отходов в $2011$ приходился на Центральный район и Москву – $5,5$ млн. тонн, минимальный объем пришелся на Уральский район – $1,46$ млн. тонн.
Обращение с бытовыми отходами – острейшая проблема современных городов. В европейских государствах накоплен большой опыт в решении этой проблемы. Применяемые в этих странах меры, направлены на сокращение их объема, надлежащее захоронение, переработку отходов и превращение отходов во вторичное сырье.
Система безопасного обращения с твердыми бытовыми отходами
Чтобы население планеты не погибло в собственных твердых бытовых и промышленных отходах, существуют Принципы Комплексного Управления Отходами и экологически безопасного обращения с ними.
Комплексное управление отходами начинается с того, что человек должен изменить взгляд на предмет бытовых отходов. Нетрадиционный взгляд на данную проблему состоит в том, что проще и дешевле контролировать то, что попадает на свалку. Гораздо труднее контролировать то, что попадает в окружающую среду.
Бытовые отходы между собой не должны смешиваться в этом состоит снова концепции управления отходами – КУО. Их утилизация должна идти отдельно друг от друга самыми экономичными и экологически приемлемыми способами.
Принципы КУО состоят в следующем:
- К различным компонентам ТБО – различные подходы;
- Комбинирование технологий и мероприятий, включая их количественное сокращение, вторичную переработку, компостирование, захоронение на полигонах, сжигание.
- Все технологии и мероприятия должны дополнять друг друга и разрабатываться в комплексе;
- Местная, т.е. муниципальная система утилизации разрабатываться должна с учетом местных конкретных проблем на основе своих ресурсов;
- Базой комплексного подхода к переработке отходов является долговременное планирование, обеспечивающее гибкость и адаптивность к возможным будущим изменениям в составе ТБО. Все программы должны сопровождаться мониторингом и оценкой результатов мероприятий;
- В реализации программы важным является участие городских властей и всех групп населения, кто и "производит" бытовой мусор.
В основе мероприятий комплексного управления отходами лежит изучение их потоков, оценка имеющихся вариантов и сбор информации для приобретения опыта через небольшие экспериментальные проекты.
Реализация комплексной стратегии предусматривает несколько этапов:
На первом этапе проводятся институциональные изменения в управлении ТКО, нормативная база совершенствуется.
В процессе реализации второго этапа происходит создание и развитие материально-технической базы, методического, информационного обеспечения, идет развитие системы экологического и гигиенического воспитания и образования на $2016$-$2020$ гг.
Третий этап – достижение значений целевых показателей, установленных в основных направлениях деятельности Правительства РФ, в федеральных и региональных программах в области охраны и безопасности окружающей среды на $2021$-$2030$ гг.
Принятая стратегии обращения с отходами предполагает основные варианты реализации сбора ТБО:
- Контейнеры, ёмкостью до $3$-х куб. м куда идет сбор отходов;
- Наличие мусоропроводов в высотных домах;
- Сбор отходов в контейнеры периодически сменяемые;
- Использование мешков для индивидуальной системы сбора отходов.
Основные требования к контейнерам:
- Контейнеры должны иметь крышки для предотвращения нежелательных последствий. К последствиям относится дурной запах, растаскивание отходов животными и др.;
- Для опорожнения при вывозе мусора они должны быть оснащены колесами;
- Контейнеры должны изготавливаться из прочных и огнеупорных материалов и сохранять свои свойства при низких температурах;
- Примерзание и прилипание отходов в контейнерах недопустимо, поэтому они должны иметь низкие адгезионные свойства.
Мусоропроводы, имеющиеся в высотных зданиях крупных городов, неудобны с точки зрения выгрузки отходов. Кроме этого могут распространиться грызуны, насекомые. Все они являются переносчиками инфекций. Такая система сбора отходов удобна только для населения.