Сущность процентного риска коммерческого банка и управления им
Процентный риск – это вероятность превышения средней стоимости средств, привлечённых коммерческим банком в форме депозитов и займов на межбанковском рынке, над средней процентной ставкой по кредитам.
Для того, чтобы свести процентный риск к нулю, необходимо как по срокам, так и по размерам полностью сбалансировать изменения в доходах от активов и изменения в издержках от привлечения средств. Это достаточно труднодостижимая цель, однако коммерческие банки стремятся её достичь посредством организации управления процентным риском.
Управление процентным риском коммерческого банка начинается с идентификации подобного сценария развития событий. В этой связи особую важность приобретают сведения о том, при каких условиях может быть реализован процентный риск. Чаще всего, причинами возникновения процентного риска являются следующие события:
- коммерческий банк между разновидностями процентной ставки (она может быть фиксирующей, постоянной, снижающейся, плавающей и т.д.) сделал неправильный выбор;
- при составлении конкретного кредитного договора не были учтены некоторые возможные изменения процентных ставок;
- если на весь срок пользования кредита установлен единый процент, то со временем банк может дополнительно как получить доходы, так и понести издержки;
- Центральный банк может неожиданно для участников рынка банковских услуг существенно изменить свою процентную политику;
- наличие / отсутствие в коммерческом банке стратегии процентной политики и степень её разработки;
- величина процентной ставки, которая представляет собой цену кредита, может быть изначально определена неверно и т.д.
При управлении процентным риском необходимо учитывать существование двух его разновидной. Первая из них представлена позиционным риском, который связан с какой-то одной позицией (то есть с процентном в данный конкретный момент времени). А вторая из них – структурным риском, который оказывает влияние на весь банковский баланс и, как правило, является следствием общих колебаний процентных ставок на денежном рынке.
Центрально место в системе управления процентным риском коммерческого банка занимает процентная ставка. В зависимости от её характера выделяют следующие типы процентных рисков:
- риск твёрдого процента – установлена одна не подлежащая изменению процентная ставка, но в период действия кредита / депозита среднерыночные процентные ставки изменились в относительно неблагоприятную сторону (относительно ситуации с плавающей процентной ставкой);
- риск изменяющегося процента – процентная ставка привязана к показателю, отражающему изменение среднерыночных процентных ставок, но это изменение оказывается для банка неблагоприятным (относительно ситуации с твёрдой, фиксированной процентной ставкой);
- риск списания – связан с изменением на фондовых рынках курса ценных бумаг, по поводу которых банк заключал определённые сделки купле-продажи, эмиссии и т.п.
Организация управления процентным риском коммерческого банка
Предотвращение процентного риска, на что направлена деятельность коммерческого банка, может быть обеспечено в случае использования при заключении кредитных договорах правила приспособления процента к новым условиям денежного рынка. В то же время нельзя забывать и про принятие мер, ориентированных на управление изменение структуры баланса кредитной организации.
А, наверно, главное условие управления процентным риском заключается в предварительном определении его компенсации. Это, в частности, проявляется, в заключении с клиентами соглашений о минимальных и максимальных процентах, в наличии в пассивах компенсации при воздействии процентного риска на активы.
Управление процентным риском на практике осуществляется, в первую очередь, посредством реализации ряда специальных (целевых) методов. Чаще всего используются метод управления процентной маржей и метод управления гэпом (разрывом).
Процентной маржей называют разницу между процентным доходом от активов и процентными расходами по обязательствам. Если сравнивают между собой не абсолютные величины доходов и расходов, а средне взвешенные проценты по активам и по обязательствам, то имеют дело не с маржей, а со спрэдом. Эти два показателя (маржа и спрэд) должны планироваться благодаря использованию методов прогнозирования и указываться в банковской отчётности (в фактическом состоянии).
Управление процентной маржей требует от коммерческого банка постоянного исследования изменений процентных ставок как в банковском сегменте, так и в экономике в целом. Колебания инфляции вызывают значительные затруднения её предвидения, поэтому внимание чаще акцентируется на балансировке портфеля активов банка по срокам.
Если существует несбалансированность (расхождение) банковских активов и пассивов с колеблющейся и фиксированной ставкой над пассивами с фиксированной ставкой в данный момент времени, то имеет место быть гэп (разрыв). Если активы превышают пассивы, то гэп – положительный, а маржа растёт с ростом процентных ставок. В обратном случае же гэп – отрицательный, и маржа растёт с падением процентных ставок. Поэтому управление гэпом заключается в управлении уровнями активов и пассивов банка, которые чувствительны к изменению процентной ставки.
Таким образом, управление процентным риском коммерческого банка является обязательным и, как правило, непрерывным процессом, который требует привлечения и опытных банковских сотрудников.