Общие сведения о пассивах коммерческого банка
Особое значение в деятельности коммерческого банка имеют имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Формирование банковских ресурсов в бухгалтерском балансе оформляется через статьи, которые несут название «пассивы коммерческого банка». Они представляют собой совокупность отдельных видов ресурсов, которые в управлении коммерческим банком нередко рассматриваются в агрегированном виде.
В число пассивов коммерческого банка, как правило, входят следующие составляющие:
- уставной капитал коммерческого банка в форме акционерного общества, который сформирован посредством эмиссии обыкновенных и привилегированных акций;
- уставной капитал коммерческого банка в форме общества с ограниченной ответственностью, который сформирован посредством внесения его участниками своих взносов и паев;
- собственные акции коммерческого банка, которые он выкупил у акционеров;
- собственные доли уставного капитала коммерческого банка, которые он выкупил у участников;
- сформированные коммерческим банком фонды денежных средств (например, резервный фонд);
- нераспределённая прибыль коммерческого банка, которая образовалось после распределения между акционерами / участниками прибыли за определённый период;
- прирост стоимости имущества коммерческого банка, который произошёл за счёт её переоценки;
- субординированный кредит, который выдан коммерческому банку на срок не менее пяти лет, при условии отсутствия у кредитора права истребовать его заранее.
Те ресурсы, которые могут быть причислены к одной из обозначенных выше групп, образуют пассивы коммерческого банка. Обычно они принимают форму денежных средств, хотя они могут существовать в форме другого имущества (недвижимости, ценных бумаг, имущественных прав и т.д.). От того, как этим имуществом пользуется коммерческий банк, зависит общая эффективность его деятельности. Поэтому особое значение приобретает управление пассивами банка.
Основные сведения об управлении пассивами коммерческого банка
Управление пассивами – это деятельность коммерческого банка, которая направлена на поддержание его ликвидности, аккумулирование кредитных ресурсов и управление деятельностью по эмиссии ценных бумаг.
Управленческая деятельность в отношении пассивов коммерческого банка предполагает использование разных подходов к двум разным их составляющим: к собственному капиталу и к привлечённым средствам.
Собственный капитал коммерческого банка составляют те средства, которые непосредственно принадлежат ему в период его деятельности. В структуре общего капитала на их долю приходится небольшая часть – 10-20%, что в два-три раза меньше аналогичного показателя промышленных предприятий. Эта ситуация объясняется тем, что коммерческий банк специализируется на реализации на финансовом рынке посреднических функций.
Главными приоритетами коммерческого банка в управлении собственным капиталом являются поддержание его достаточности и определение оптимального способа наращивания.
Под достаточностью собственного капитала банка понимается его отношение к суммарному объёму активов, которые рассчитаны с учётом риска. Органы банковского надзора (центральные банки, министерства финансов или другие органы) устанавливают для коммерческих банков минимально допустимые значения достаточности (так называемые обязательные резервы). В мировой практике наиболее распространённым нормативом достаточности капитала является показатель в 8-11%.
Собственный капитал коммерческого банка может быть увеличен в результате применения различных способов. Чаще всего, возможны дополнительная эмиссия акций или нераспределение банком между акционерами полученной прибыли. Выбор конкретного источника увеличения собственного капитала делается с учётом совокупности разных факторов внутренней и внешней среды.
Основной объём ресурсов коммерческого банка формируется за счёт привлечённых средств. Ими называют ресурсы, которые мобилизуются банком в процессе проведения депозитных и недепозитных операций.
Депозитные операции заключаются в привлечении денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. Управление депозитными операциями базируется на заранее выработанной депозитной политики, в рамках которой определяются формы, задачи, содержание банковской деятельности в части планирования, исполнения и регулирования мероприятий по совершению депозитных операций.
К недепозитным операциям относится выпуск коммерческим банком собственных долговых обязательств (например, облигаций, векселей) и привлечение им межбанковских кредитов, то есть кредитов от других кредитных организаций.
Процессы по управлению привлечёнными средствами в конечном итоге должны завершиться увеличением объёма ресурсной базы коммерческого банка, минимизацией его расходов и поддержанием необходимого уровня ликвидности с учётом рисков всех видов. Чтобы эти задачи были в полной мере реализованы, коммерческому банку в рамках управления привлечёнными средствами рекомендуется совершать следующие действия:
- увеличить разнообразие депозитов по видам (срочные и до востребования), по клиентам (корпоративные и для физических лиц), по срокам, размерам и формам;
- акцентировать внимание на предоставление срочных депозитов;
- вести мониторинг остатков средств на расчётных (текущих) счетах и оборотов по ним;
- минимизировать размер средств на депозитных счетах, которые не используются в активных операциях;
- выстраивать собственную процентную политику с учётом соответствующей деятельности в банках-конкурентах.