Стратегический менеджмент в коммерческом банке – это управленческий процесс определения и достижения долгосрочных целей банка с учётом имеющихся у него ресурсов и возможностей при соблюдении требований законодательства.
Общие сведения о стратегическом менеджменте в коммерческом банке
Любой коммерческий банк, функционируя в рамках рыночных отношений, стремится выиграть конкурентную борьбу за клиентов и отдельные сегменты рынка. В связи с этим особое значение в банковской деятельности приобретает наличие ориентира, концептуальной основы для принятия ключевых решений. В этой роли чаще всего выступает стратегия развития коммерческого банка и стратегический менеджмент в нём.
Стратегический менеджмент охватывает вопросы, которые касаются множество сфер и объектов деятельности коммерческого банка. Прежде всего, речь идёт о новых рынках, банковских услугах и продуктах, о доходности и профиле рисков для банка, о его организационной структуре. Таким образом, стратегический менеджмент можно назвать стержневым элементом всей системы банковского менеджмента.
Конечной целью стратегического менеджмента в коммерческом банке, как правило, выступает увеличение прибыли и рыночной стоимости кредитной организации. Ради её достижения банку необходимо обеспечить рост доли завоёванного рынка, внедрение и развитие новых направлений деятельности и продуктов банка.
Характеристика организационных этапов стратегического менеджмента в банке
Осуществление стратегического менеджмента заключается в реализации положений стратегии развития коммерческого банка и воплощения в жизнь плана мероприятий по её реализации. Кроме того, стратегический менеджмент представляет собой структурированную систему организационных этапов, каждый из которых направлен на повышение эффективности банковской деятельности:
- стратегический ситуационный анализ - диагностика нынешнего положения коммерческого банка как изнутри (финансовое состояние, организационная структура, квалификация персонала и т.д.), так и снаружи (конкуренты, клиенты, государственное регулирование и т.д.);
- определение стратегического видения – разработка высшим руководством коммерческого банка долгосрочных базовых ценностей организации, которые представлены характеристикой отношений банка с представителями внешней среды, стилем руководства, этическими принципами, нормами поведения сотрудников и т.д.;
- формулировка миссии и определение стратегических целей коммерческого банка – определение текущих и перспективных направлений деятельности банка, в которых находят отражение объем банковских операций, размер рынка и географический охват;
- определение стратегического подхода и оценка альтернативных стратегий – выборы основной стратегии коммерческого банка, направления его развития и метода, с помощью которого коммерческий банк достигнет успеха;
- анализ стратегического выбора коммерческого банка – оценка соответствия возможностей выбора стратегическому видению и миссии коммерческого банка, выявление экономически привлекательных альтернатив, которые с учётом риска на собственный капитал позволят максимизировать прибыль;
- построение и утверждение стратегического плана развития коммерческого банка в плановом периоде – постановка конкретных задач по реализации стратегии коммерческого банка перед конкретными исполнителями;
- стратегический контроль и корректировка стратегических планов – изучение осуществленных мероприятий с точки зрения достижения заданных параметров и сопоставления с контрольными сроками стратегической задачи.
Реализации данных этапов может поспособствовать гибкая и прозрачная методология. Если руководство коммерческого банка сумеет создать и внедрить подобную методологию, то оно получит возможность оперативно возвращаться к исходным позициям разработки различных составляющих стратегии.
К сожалению, большинство отечественных банков, несмотря на доступ к изучению богатого опыта зарубежных кредитных организаций и наличие фундаментальной теоретической базы, не применяют этой методологии. В связи с этим высока вероятность несвоевременного (просроченного ответа на новые условия внутренней и внешней среды) изменения стратегии.
Признаки необходимости введения в банке системы стратегического управления
Необходимость внедрения в банковскую деятельность системы стратегического управления (менеджмента) обусловлена действием ряда факторов. Если игнорировать их, то коммерческий банк может столкнуться с непредсказуемыми последствиями.
Безотлагательное внедрение стратегического менеджмента может быть продиктовано следующими факторами:
- неудовлетворительное финансовое состояние – это ухудшение показателей финансовой деятельности коммерческого банка;
- возрастающее давление конкурентов – это ослабление конкурентных позиций коммерческого банка, вызванное, как правило, плохим качеством системы стратегического менеджмента;
- незапланированные серьезные потери – это следствие отсутствия или ненадлежащей организации в коммерческом банке систем планирования, контроля и ответственности;
- стратегический шок – это непредвиденные события, к наступлению которых высшее руководство коммерческого банка в силу ряда причин не было готово.
Также стоит указать на то, что ключевую роль в стратегическом управлении коммерческим банком играет степень его специализации, развитие которой способствует усилению его конкурентоспособности на рынке банковских услуг.