Общая характеристика банковских рейтингов и рейтинговых систем
Для того, чтобы оценить деятельность коммерческого банка, обобщить результаты этой оценки и сравнить их с аналогичными показателями других коммерческих банков, используют такой метод изучения, как составление банковских рейтингов. Как правило, при этом оценивается несколько направлений банковской деятельности, что зачастую не может быть отражено однозначно.
Различные частные результаты оценки приводятся к единой оценке, по которой сравниваются группы банков, с помощью рейтинговых систем. В их основе лежит определение рейтинга (положения) каждого конкретного банка, которому предшествуют следующие действия:
- выбор качественного признака сравнения;
- определение критериев и показателей, которые используются для анализа;
- разработка методов оценки фактических уровней отдельных показателей и общего результата деятельности банка;
- выработка принципов построения и характеристики групп банков в рейтинговой таблице.
В большинстве стран мира (в том числе, и в России) самым распространенным качественным признаком сравнительной характеристики коммерческих банков считается надёжность, на критериях оценки которой, как правило, базируются современные рейтинговые системы.
За десятилетия использования рейтинговых систем оценок деятельности коммерческих банков произошло их условное подразделение на две категории:
- инсайдерские рейтинговые системы – основаны на методиках, которые предусматривают проведение исследований на местах, то есть изучение организации «изнутри», и вызваны необходимостью формализации процедуры анализа контролирующими органами надежности коммерческих банков;
- дистанционные рейтинговые системы – основаны на методиках, которые предусматривают только использование информации, полученной из публикуемой финансовой отчётности коммерческих банков и результатов исследований, проведенных ранее на местах.
Несмотря на то, что между разными методиками рейтингования коммерческих банков существует несколько отличий организационного и методологического характера, они все сводятся к вычислению итогового рейтинга, который считается адекватным отражением степени надежности кредитной организации. Этот рейтинг является интегральным объединением ряда компонентов, которые оценивающие лица получают в результате привлечения экспертов и учёта их мнения по поводу имеющихся данных или проведения над ними простейших математических операций (они чаще всего заключаются в определении соотношений между различными показателями).
Сущность и отличительные черты рейтинговой системы CAMEL
Самой известной рейтинговой системой оценки надёжности коммерческих банков считается система CAMEL. Она относится к категории инсайдерских рейтинговых систем. Её создали специалисты надзорных органов США как инструмент банковского надзора, который позволяет своевременно выявить и заранее предупредить проблемы в деятельности кредитной организации. Полноценно она стала применяться на практике начиная с 1978 года.
Согласно методике CAMEL, общая надёжность коммерческого банка рассматривается как органичная совокупность следующих пяти элементов:
- достаточность капитала (capital adequacy) – оценивается по соотношению между объёмом основного или совокупного капитала банка и величиной риска по его активным операциям;
- качество активов (asset quality) – оценивается как степень риска отдельных групп банковских активов (хорошие, особо упомянутые, нестандартные, сомнительные, убыточные) и его отношение к капиталу банка;
- качество управления (management) – оценивается по квалификации сотрудников, по соблюдению ими правил, по адекватности внутренней политики банка уровню контроля за операциями и рисками, по адекватности состава и функционала совета директоров и т.д.;
- доходность (earnings) – оценивается как отношение чистой прибыли (то есть прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей) банка к среднему размеру его активов, что в итоге сравнивается с нормативным уровнем доходности;
- ликвидность (liquidity) – оценивается по доле депозитов, не покидающих банк в течение определённого периода, по доступу к денежным рынкам, по способности активов быть быстро обменянными на наличность и т.д.
Оценка элементов проводится по пятибалльной системе, в которой наилучшему состоянию присваивается наименьшее значение: 1 – здоровый, 2 – удовлетворительный, 3 – посредственный, 4 – критический и 5 – неудовлетворительный. Сумма данных значений позволяет получить итоговый показатель, по которому банки могут сравниваться друг с другом.
Традиционно частота расчёта рейтинга CAMEL составляет один календарный год. Если коммерческий банк по результатам прошлых оценок характеризуется как стабильно благополучный, то в его отношении оценка может проводиться реже – раз в полтора-два года. Соответственно, надёжность проблемных банков оценивается несколько раз в год.
Преимущество рейтинговой системы CAMEL заключается в комплексном характере оценки деятельности коммерческого банка. Она проста для понимания и основана на простом математическом аппарате и на мотивированном суждении специалистов банковского надзора.
Однако существенным недостатком данной методики является отсутствие чёткой формализации выставления экспертами балльных оценок. Чтобы нивелировать этот недостаток предлагается использовать методы нечисловой статистики, а также математические методы анализа иерархий.