Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем это реализация действий, цель совершения которых - придание легального вида владению и распоряжению финансовыми ресурсами и другими активами, приобретенными незаконным способом и полученными от незаконных видов деятельности (т. е преступлений), например, таких как распространение и сбыт наркотических веществ, организация компаний-однодневок и финансовых пирамид, финансовые мошенничества и т. д.
Легализация таких доходов способствует высоким темпам роста преступности не только экономического характера, но и других видов преступности, например, организованной.
Основные цели легализации доходов, полученных преступным способом
При совершении действий по легализации доходов, полученных от незаконных видов деятельности, как правило, преследуются следующие цели:
- сокрытие способов получения доходов, которые получены преступным способом;
- создание видимости легальности получения доходов;
- сокрытие лиц, которые получают нелегальные доходы и инициируют самостоятельно процесс отмывания;
- уклонение от налогового бремени;
- обеспечение удобного и быстрого доступа к финансовым ресурсам, полученным незаконным путем;
- формирование условий для безопасного и комфортного потребления;
- формирование условий для безопасного вложения в законный бизнес или инвестиции.
Регламентация вопросов противодействия легализации доходов, полученных преступным способом
Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, регламентируются федеральным законодательством, а именно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Глава 1 115-ФЗ разъясняет такие термины, «как доходы, полученные преступным способом», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и т.д.
Глава 2 115-ФЗ раскрывает вопросы предупреждения легализации доходов, полученных нелегальным путем. Установлен круг субъектов, которые является ответственными за исполнение данного законодательного акта: финансовые учреждения, страховые фирмы, банковские структуры, лизинговые организации и т.д.
Глава 3 раскрывает вопросы организации деятельности и отдельных мероприятий по противодействию легализации незаконных доходов. В данной главе определено, что уполномоченный орган, который отвечает за такое противодействие, назначается президентом РФ и является федеральным органом исполнительной власти.
Глава 4 раскрывает вопросы международного партнерства в рамках процесса противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Таким образом, в данной главе устанавливается необходимость обмена данными с соответствующими органами иностранных государств, признании приговоров и выдаче преступников.
Заключительная пятая глава устанавливает меры административной и уголовной ответственности за нарушение действующего законодательства.
Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем
Основными участниками системы противодействия легализации финансовых ресурсов, полученных нелегальным способом, являются: Банк России и Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Также с течением времени увеличивается уровень взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами. Согласно статистическим данным более 80 % мероприятий связано с осуществлением первичных проверочных действий, экономических расследований по запросам правоохранительных органов. В систему противодействия легализации финансовых ресурсов, полученных нелегальным способом помимо Росфинмониторинга, входят субъекты первичного финансового контроллинга: финансовые учреждения, микрофинансовые компании, ломбарды, риэлторские службы, адвокатские конторы и т.д.
К мероприятиям, реализуемым в рамках препятствия легализации финансовых ресурсов, полученных нелегальным способом, относятся:
- установление списка преступлений, с легализацией доходов от которых необходимо бороться;
- установление списка субъектов (в большей части банковских и финансовых структуры), которые в обязательном порядке должны проявлять особую бдительность при реализации крупных или подозрительных сделок;
- установление порядка экстрадиции лиц, которые обвиняются в легализации финансовых ресурсов;
- обеспечения того, чтобы определение в законодательстве государств термина "легализация незаконно полученных доходов" было сформировано таким образом, что оно в полной мере исключало бы возможность какого-либо двоякого толкования и т.д.
Какую информацию может запрашивать Федеральная служба по финансовому мониторингу?
Стоит отметить, что федеральным законом ФЗ-115 не установлен перечень предоставляемых в обязательном порядке сведений.
Необходимо в обязательном порядке сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 тыс. руб. и более, как правило, такие сведения передаются банковскими структурами. Например, если покупатель приобретает в магазине ювелирных изделий украшений на сумму 600 тыс. руб., то такой магазин в обязательном порядке должен сообщить о такой покупке в Росфинмониторинг.
Также в случае, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости составляет 3 млн руб. и более (в национальной или иностранной валюте), то в таком случае о подобной сделке обязательно сообщается в Росфинмониторинг.
Также согласно ст. 7 Закона № 115-ФЗ финансовые учреждения в обязательном порядке должны обязаны документально фиксировать и представлять в государственные надзорные органы в срок не позднее 3 рабочих дней с момента осуществления операции информация по операциям с финансовыми и прочими видами ресурсов, подлежащим обязательному контролю, которые совершают их клиенты.