Предметом финансово-правовых обязательств, которые возникают из законов или иных нормативно-правовых актов, всегда являются денежные средства.
Большинство признаков обязательства, выделяемых в качестве отличительных особенностей данного вида правоотношения, не определяют его принадлежности исключительно к сфере гражданского права. Возникновение обязанности физического или юридического лица к совершению определенных действий по передаче материальных благ происходит и в рамках публично-правового регулирования, устанавливаемого финансовым законодательством.
То есть, обязательственное право представляет собой комплексный институт, охватывающий частные и публичные имущественные отношения, связанные с перемещением материальных благ.
Понятие финансового обязательства
Финансовые обязательства представляют собой имущественные отношения, юридическим содержанием которых является право кредитора требовать от должника совершения определенных активных действий по предоставлению конкретных материальных благ.
Обязательственные правоотношения, как правовая форма существования экономических отношений, традиционно рассматриваются юридической наукой с точки зрения их включенности в предмет гражданского права.
Финансовые обязательства, как вид обязательственных отношений, обладают рядом общих признаков с гражданско-правовыми обязательствами, но отличаются от них публично-правовой природой. Финансовые обязательства возникают в результате договорных отношений и требуют уплаты денежных средств или передачи иных активов другим компаниям и организациям.
Источниками возникновения финансовых обязательств являются:
- кредитные договоры;
- договоры банковского вклада (депозита);
- договоры банковского счета;
- договоры, объектами которых выступают:
- ценные бумаги
- драгоценные металлы;
- иностранная валюта;
- денежные средства;
- права требования по производным финансовым инструментам;
- права требования по договорам займа и кредитным договорам;
- права требования по договорам банковского вклада (депозита).
Сторонами разнообразных финансовых обязательств могут быть:
- Россия в лице федеральных органов исполнительной власти;
- Центральный банк РФ;
- международные финансовые организации, членом которых является Российская Федерация;
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг, за исключением регистраторов и финансовых консультантов;
- страховые организации;
- инвестиционные и пенсионные фонды, а также их управляющие компании;
- профессиональные участники рынка производных финансовых инструментов, за исключением финансовых консультантов;
- участники товарных бирж.
Финансовые обязательства могут быть прекращены на основании взаимозачета (неттинга).
Рисунок 1. Финансовые обязательства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Налоговое обязательство
В силу налогового обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие по уплате денег, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Таким образом, налоговое обязательственное правоотношение – это правовая связь, в силу которой публично-территориальное образование правомочно требовать от субъекта частного права денежного предоставления.
Как и гражданско-правовые обязательственные правоотношения, налоговое обязательство является относительным правоотношением, поскольку его участники строго определены. Управомоченная сторона представлена публично-правовым образованием, в качестве которого могут выступать: Российская Федерация, субъекты РФ и органы местного самоуправления. Обязанной стороной в налоговом обязательстве являются физические и юридические лица, обязанные осуществлять соответствующие платежи в бюджеты разного уровня. Налоговое обязательство является активным правоотношением, так как кредитору предоставлено право требовать активных действий со стороны должника.
Поскольку притязание налогового кредитора направлено на получение денежной суммы, являющейся материальным благом, налоговое обязательство относится к категории имущественных правоотношений.
В отличие от гражданско-правовых обязательств, налоговое обязательство возникает исключительно из требований закона. И принцип автономии воли, характерный для гражданско-правового обязательства, в налоговых обязательствах отсутствует. Их предметом могут являться только денежные средства в валюте Российской Федерации. Замена предмета налогового обязательства другим имуществом невозможна.
Бюджетное обязательство
Расходование бюджетных средств предусматривает формирование соответствующих обязательств. Они предполагают, что между Российской Федерацией и субъектом-получателем средств соответствующего бюджета возникает материальное правоотношение.
То есть, бюджетные обязательства формируют обязанность государства перед конкретно определенными получателями по предоставлению денежных средств.
В отличие от налоговых обязательств бюджетные могут возникать на основе договора между Россией, как должником, и другими частными и публичными лицами, как кредиторами. Но возможность возникновения бюджетных обязательств на основе договора не переводит эти отношения в сферу гражданско-правового регулирования, поскольку режим расходования государственных средств устанавливается нормами финансового права.
Так как речь идет о предоставлении средств из соответствующего бюджетного фонда (федерального, регионального или муниципального), то предметом обязательства могут быть только денежные средства. Таким образом, предоставление вместо денег каких-либо иных материальных благ по бюджетным обязательствам невозможно. Кроме того, недопустимо внесение в договор о предоставлении денежных средств из бюджета альтернативного способа исполнения данного обязательства.
Формы выделения средств из бюджета могут быть различными, например межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий или субвенций.
В бюджетных обязательствах кредитор не имеет возможности использовать полученные денежные средства по своему усмотрению, его права распоряжения выделенными деньгами ограничены целевым характером их использования. Все бюджетные средства предоставляются получателю с указанием: на что конкретно можно потратить выделенные деньги.
Если бюджету субъекта Федерации недостаточно средств для выполнения региональных социальных программ, то ему нужны дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. А субсидия на софинансирование обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти, не отвечает интересам региональной власти, так как предполагает иное направление расходования бюджетных средств.