Сущность надзора в банковском секторе
Надзор в банковском секторе – это совокупность мероприятий, которые направлены на обеспечение постоянного непрерывного контроля и регулярных проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих банковских структур.
На сегодняшний день контроль и надзор за деятельностью коммерческих банковских структур может быть реализован в следующих формах:
- международный контроль;
- государственный контроль;
- аудиторский контроль;
- учредительский контроль (наиболее часто применяется для контроля для паевых и акционерных банковских структур).
Международный надзор, как правило, реализуется:
- в рамках различного рода объединений и группировок отдельных независимых государств, которые практикуют международную координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики;
- силами международных валютно-финансовых субъектов и учреждений, участие в деятельности и кредитно-финансовое обслуживание в которых подразумевает наличие контроля не только за деятельностью отдельной банковской структуры, но и за развитием внутриэкономической ситуации в государстве в целом.
В настоящее время специалисты выделяют следующие формы государственного надзора за деятельностью коммерческих банковских структур:
- внутриведомственный контроль;
- межведомственный контроль;
- региональный контроль;
- вневедомственный контроль.
Стоит отметить, что для осуществления любой из форм государственного надзора формируется специализированные надзорные органы. Так, например, внутриведомственный контроль за деятельностью коммерческих банковских структур чаще всего реализуется двумя центральными ведомствами:
- Банком РФ, который представляет собой один из важнейших субъектов государственного контроля и надзора в банковском секторе;
- Министерством финансов РФ и его филиалы в регионах.
Основной целью осуществления государственного надзора за деятельность коммерческих банковских структур можно назвать обеспечение стабильности отдельных банковских структур и прочих финансовых учреждений. Надзор за деятельностью субъектов в банковском секторе предполагает целостный и постоянный надзор за операциями, реализуемыми финансовыми учреждениями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и внутренней документации.
Цели банковского надзора и принципы его организации
В настоящее время банковский надзор преследует несколько основных целей:
- защиту вкладчика от возможных финансовых потерь, например, в случае отзыва у финансового учреждения лицензии;
- обеспечение стабильности на финансовом рынке путем предотвращения системных банковских рисков.
Стоит отметить, что необходимость банковского контроля со стороны надзорных органов за деятельностью финансовых структур связана в большей степени с выполнением важнейшей роли посредника в рыночной экономике. Так, например, существует взаимосвязь между эффективно функционирующей национальной экономикой и эффективной банковской системой: в случае, это экономика государства находится на этапе циклического спада, то банковский сектор выступает в роли некоторого амортизатора, т.е. источником финансовых ресурсов для стабилизации сложившейся ситуации.
При реализации Банком России функционала надзора и контроля за деятельностью коммерческих банковских структур ЦБ РФ выполняет следующие процедуры:
- выдача лицензий финансовым учреждениям на осуществление банковской деятельности;
- проверка и анализ финансовой, управленческой отчетности, которая предоставляется банковскими структурами;
- проведение ревизии;
- надзор за соблюдением банковскими структурами положений действующих нормативных и правовых актов.
Одним из важнейших этапов надзорной деятельности Банка России является – дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка финансовой или управленческой отчетности, которая предоставляется банковскими структурами. Непосредственный регулярный контроль за отчетностью банковских структур и финансовых учреждений позволяет органам надзора преждевременно выявлять проблемы, которые могут оказывать непосредственное влияние на возникновение риска неплатежеспособности банковских структур и как следствие этого - банкротство.
В первую очередь Банк России анализирует состояние и устойчивость банковской системы. Таким образом, силами ЦБ РФ осуществляет анализ уровня соблюдения банковскими структурами обязательных экономических нормативов, отчислений в соответствующие фонды и устанавливается эффективность государственного регулирования деятельности субъектов в рамках банковского сектора.
На сегодняшний день можно выделить две формы надзора за деятельностью банковских структур: дистанционный надзор и выездные инспекторские проверки.
Дистанционный надзор, также называемый мониторингом, представляет собой один из способов преждевременного распознавания негативного поведения банковской структуры и раннего оповещения о сложившейся ситуации контролирующих органов. В основе дистанционного надзора лежит анализ периодической финансовой и управленческой отчетности банковской структуры (месячной, квартальной, полугодовой и годовой). Стоит отметить, что дистанционный надзор может быть реализован как центральным банком, а также коммерческие банковские структуры могут выполнять межбанковский надзор.
Как правило, результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банковских структур для изучения и дальнейшего принятия управленческих решений, их используют при осуществлении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы финансового учреждения в сравнении с другими участниками банковского сектора. В мировой банковской практике на сегодняшний день существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов.