Информатизация — это тактика и процессы, основной целью осуществления которых является формирование и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, консолидирующей в себе различные информационные ресурсы.
Информатизация в банковском секторе возможна через информационно-аналитические системы
Порядок и принципы функционирования информационно-аналитической системы
Информационно-аналитическая система (ИАС) выполняет замкнутый, логический, многосторонний комплекс операций, который направлен на поиск, консолидацию, обработку, оценку поступающих сведений.
Информационно-аналитическая система в банковском секторе функционирует на базе следующих принципов:
- консолидация комплекса информационных процессов банковской деятельности;
- формирование системы и ее внедрение в уже сформированную организационную структуру финансового учреждения;
- координация и объединение усилий всех филиалов, обособленных подразделений банковской структуры при реализации задач и достижении поставленных целей;
- открытость системы для развития;
- использование в ходе оценки поступившей информации всех методов анализа;
- соблюдение информационной этики, которая базируется на принципе: «от каждого - в общую дело, и из него - каждому».
Таким образом, ИАС в коммерческой банковской структуре консолидирует следующие элементы:
- добывающие структуры, т.е. источники сведений;
- блоки сбора, обработки, оценки поступивших сведений;
- блоки оперативной оценки и предоставления результатов обработки сведений;
- блоки управления ИАС.
На входе комплекса ИАС потоки информации распределяется по функциональным блокам, где они оцениваются и обрабатываются для обнаружения наиболее важных характеристик. На следующем этапе обработанные сведения, как правило, распределяются и оцениваются уже непосредственно внутри системы. В дальнейшем обработанные сведения предоставляется в наиболее удобной форме и распределяется между конечными потребителями (экспертами). Затем сведения (после оценки экспертов) направляются руководству банковской структуры в качестве рекомендаций, которые позволяются принимать эффективные управленческие решения.
На сегодняшний день выделяют два уровня банковского управления:
- тактический (также называемый текущим);
- стратегический.
Стратегический уровень, как правило, требует менее оперативных, но при этом более интегрированных сведений, а тактический, наоборот, детальной и оперативной информации. Таким образом, в информационно-аналитической можно четко увидеть различия между сведениями текущего и стратегического уровня управления.
Межбанковская информационная система
Во-первых, любая банковская структура выступает в качестве профессионального участника фондового и финансового рынков. На подобных рынках любой инвестор или вкладчик самостоятельно принимает решение о совершении сделки купли-продажи ЦБ, при этом внимательно, со всех сторон оценивая характеристики таких ЦБ, исследуя все сведения о банковской структуре - эмитенте, истории его функционирования, финансовом состоянии.
Комплекс раскрытия сведений о банковских структурах и прочих профессиональных участниках фондового и финансового рынков можно назвать важнейшим элементом, который дает возможность потенциальным инвесторам (вкладчикам) изучить достоверные и полные данные при выборе объектов вложений, сбережений и посредников на соответствующих рынках. Только изучив достоверную информацию об выпуске и обращении ЦБ, инвестор сможет максимально точно оценить безопасность вкладов в банковскую структуру или средств, которые предоставляются ими финансовому учреждению.
Распространение таких сведений выполняют негосударственные информационные агентства. Среди требований, предъявляемых к субъектам подобного рода, т.е. которые реализуют деятельность по распространению информации, можно выделить три наиболее важных:
- готовность функционировать в рамках российских и международных действующих нормативных, правовых актов;
- наличие существенного опыта обработки и оценки поступающих сведений, который позволяет непрерывно расширять круг предоставляемых продуктов и услуг для инвестора;
- техническое оснащение и наличие желания распространять соответствующие сведений, а не использовать её лишь для собственных нужд.
Виды источников информации в банковской деятельности
Источники сведения в банковском секторе можно условно разделить на две группы: независимые внешние и на внутренние.
В качестве источников внешних сведений выступают внешние по отношению к финансовому учреждению структуры. Информация, поступающая в систему подобным образом, как правило вводится и обновляться обособленно, и от её корректности зависит результат принятия того или иного решения.
Среди основных форм внешних сведений можно выделить следующие:
- бумажные (электронные) издания с актуальными новостями экономики и финансовой сферы;
- текущие финансовые сведения, представленные в виде ежедневно предоставляемых бумажных (электронных) носителей;
- архивы статистических данных;
- различного рода аналитические обзоры экспертов;
- особая категория информации;
- справочная информация;
- информация о макроэкономической и политической ситуации;
- прочие виды сведений.
Также можно выделить и особый вид сведений - сведения, полученные посредством шпионажа.
Основными источниками внутренних сведений можно назвать:
- финансовая отчетность (умение понять бухгалтерский баланс, осуществить его оценку позволяет оценить финансовое состояние банковской структуры);
- отчёты о функционировании финансового учреждений и его структурных подразделений, и филиалов.
Комплексный анализ и внутренних, и внешних сведений позволяет оценить реальное положения финансового учреждения.
Наиболее важными требованиями, которые предъявляются финансовыми учреждениями к информации являются своевременность, полнота и достоверность.