Статус ЦБ РФ
Согласно российскому законодательству центральный банк является юридическим лицом, при этом уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и имущество ЦБ находятся в федеральной собственности.
Государство не несет ответственности по обязательствам ЦБ, так же и центральный банк — в части обязательств государства, если ими не приняты на себя эти обязательства или если другое не предусмотрено законодательством. Центральный банк не несет ответственности в части обязательств кредитных организаций, также и кредитные организации не отвечают по обязательствам ЦБ, исключая случаи, когда они принимают на себя подобные обязательства.
По состоянию на сентябрь 2017 года реестр ФНС (Федеральной налоговой службы) при запросе информации о ЦБ РФ не содержит сведений о размере уставного капитала и сведений об участниках (учредителях) юридического лица.
Независимость ЦБ РФ
Ключевым элементом статуса ЦЬ РФ является его независимость, выражающаяся в том, что он признается особым публично-правовым институтом, который органом государственной власти не является, но в силу своих полномочий и функций связан с ней тесным образом.
Центральный банк осуществляет свою деятельность и выполняет функции независимо от органов местного самоуправления и федеральной власти.
Выражением экономической независимости ЦБ является его право самостоятельно распоряжаться собственным имуществом.
Вместе с тем, в настоящее время ЦБ - основной акционер Сбербанка а значит, он отвечает по обязательствам данного банка. Данную ситуацию можно назвать парадоксальной, поэтому требуется дальнейшее совершенствование и развитие системы взаимодействия центрального банка и кредитных организаций.
Финансовая и имущественная самостоятельность ЦБ РФ
Центральный банк наделен самостоятельностью в финансовом и имущественном плане. Несмотря на осуществление операций и сделок, обслуживание счетов коммерческих банков, ЦБ не имеет своей целью извлечение прибыли. Данное обстоятельство закрепляет некоммерческий статус этого юридического лица. Полученные ЦБ доходы используются и для обеспечения бесперебойной работы самой организации, и для поддержания функционирования системы межбанковских расчетов, аналитической и информационно-консалтинговой деятельности банка.
Подчиненность ЦБ органам государственной власти выражается в его обязанности по перечислению в федеральный бюджет части прибыли, полученной в предшествующем году. В последние годы доля прибыли к перечислению постоянно растёт. Так в федеральный бюджет ЦВ ежегодно обязан перечислять 50% фактической прибыли, оставшейся после выплаты определенных налогов и сборов. Оставшуюся прибыль ЦБ направляет в резервы или фонды разного назначения.
- В 2014 году Президентом РФ подписан закон, который обязывает центральный банк перечислять на постоянной основе в федеральный бюджет 75 % получаемой прибыли.
- Эта норма сохранилась и в 2015 году, однако дополнительно на ЦБ накладывается обязанность по перечислению 15 % прибыли в государственный Внешэкономбанк в качестве имущественного взноса для поддержания финансовой устойчивости.
- В конце 2015 года был принят закон, который предусматривает перечисление центральным банком с 2016 года уже 90% своей прибыли в федеральный бюджет.
Современная организационная структура ЦБ соответствует реалиям российской экономики и является результатом ряда последовательных реорганизаций.
На законодательном уровне запрещено прямое финансирование ЦБ РФ бюджетного дефицита и приобретение долговых ценных бумаг государства, что обеспечивает независимость центрального банка при обеспечении стабильности национальной валюты.