Предприятия, относящиеся к малому бизнесу, активно пользуются услугами коммерческих банков. По расчетным счетам компаний малого бизнеса осуществляются операции по сделкам компании, этими сделками могут быть овшоры, операции по оплате товаров, услуг, кредитование и другое.
Сами коммерческие банки негативно относятся к обслуживанию такого сегмента, как малый бизнес. Причиной этому служит небольшой оборот денежных средств, как по кредитам и вкладам, так и по обычным расчетным операциям. Следовательно, банки уделяют не столь много внимания работе с данным клиентом.
Операции для малого бизнеса
Коммерческие банки осуществляют следующие операции для малого бизнеса:
- Безналичные переводы. Предприятия малого бизнеса должны иметь свой счет в банке, поскольку не все компании ведут расчетные операции наличным путем. Так же, безналичный способ расчетов менее затратный, нежели наличный.
- Дистанционное банковское обслуживание. Осуществление большей доли операций удаленно, через специализированные программы, удобнее, чем постоянное посещение отделения банка. К таким программам можно отнести –«Банк-клиент».
- Зарплатный проект. Данным способом выплата какого-либо рода дохода сотрудникам осуществляется через банк, на банковские карты. Попутно с данным проектом банк предлагает множество операций, часть из которых будут носить льготный характер.
- Инкассация кассы. В случае, когда предприятие ведет наличный расчет либо когда нет специального сотрудника, обязанности по инкассированию выручки берет на себя обслуживающий банк.
-
Кредитование малого бизнеса. Данная услуга является самой приоритетной в части обслуживания малого бизнеса.
Для клиентов данного сегмента у банка имеется ряд требования для выдачи кредита:
- Наличие высокого собственного капитала;
- Динамика в развитии бизнеса;
- Обязательное обеспечение кредита и т.д.
-
Эквайринг. Представляет собой способ расчета платежной картой через банк-эквайер, при помощи специального оборудования;
- Консультационные услуги;
- Брокерские услуги;
- Банковские гарантии;
- Лизинговые услуги;
- Факторинг. Представляет собой совокупность финансовых услуг для покупателя и продавца, с условием отсрочки платежа по сделке и т.д.
Проблемы во взаимодействии банка с малым бизнесом
Малый бизнес заинтересован в сотрудничестве с коммерческими банками, и наоборот. Но, как и в любых банковских и экономических связях, в этих взаимоотношениях присутствуют некоторые проблемы.
Можно выявить основные проблемы обслуживания банка в целом по операциям:
- Неквалифицированная работа банковских специалистов;
- Жесткие требования банка в договоре о сотрудничестве;
- Неразвитая филиальная сеть;
- Недоработанные программные обеспечения для дистанционного сотрудничества, незащищенный канал связи либо частые сбои в работе данной программы.
Поскольку услуги по кредитованию являются основополагающими как для субъекта малого бизнеса, так и для коммерческого банка, то выделим основные проблемы, которые мешают развитию сотрудничества банков и субъектов малого бизнеса (в сфере кредитования), сгруппированные в следующие группы:
- нежелание банка предоставлять кредит субъекту малого бизнеса;
- отказ субъекта малого бизнеса от получения кредита.
К первой группе относят следующие проблемы:
- Большой риск предоставления кредитов сектору малого бизнеса;
- Низкая рентабельность клиента;
- Неполная информация о заемщике;
- Трудности, возникающие при оценке финансового положения клиента.
Ко второй группе можно отнести следующее:
- Жесткие требования банка в части кредитования (уровень доходности, обеспечение по кредиту и т.д.);
- Неудовлетворительные условия кредитования (высокие процентные ставки, короткие сроки и т.д.).
- Для любого коммерческого банка важное значение имеет развитие взаимоотношений с крупным бизнесом, следовательно, банки отводят обслуживание малого бизнеса на второй план.