Сущность банковских технологий
Понятие банковских технологий вошло в деловую практику совсем недавно. Еще пару десятилетий назад данного понятия просто не было и не приходилось говорить об управлении технологиями.
Это происходило по той причине, что российская банковская система в то время подвергалась жесткому регулированию, которое не позволяло осуществлять развитие технической базы для многовариантной реализации принимаемых схем работы и предоставления услуг.
После того, как в элементы экономики нашей страны стали внедряться рыночные инструменты, отечественные банковские учреждения стали с высокой активностью применять на практике новые банковские технологии, которые часто были основаны на опыте зарубежных коллег.
В банковскую систему усиленно стали внедряться современные технические средства, которые, в первую очередь, включали компьютерные технологии и различные средства связи.
Это обусловило потребность в управлении банковскими технологиями.
Прежде, чем определить суть управления банковскими технологиями, необходимо рассмотреть термин «банк» и «технология» в качестве самостоятельных понятий.
Банковские учреждения в том или ином виде существуют довольно давно, тем не менее, не останавливаются споры по поводу их сущности и особенностей.
В частности, зарубежная экономическая литература различных периодов включает несколько точек зрения в вопросе определения сущности банковских организаций.
Банк по различным интерпретациям считается:
- органом контроля;
- посредником при осуществлении платежей;
- расчетным центром;
- производителем финансовых продуктов и услуг;
- финансовым посредником;
- финансовым институтом и др.
Самое распространенное суждение о сущности банка представлено его характеристиками и наличием банковского капитала.
Втора составляющая, которую необходимо рассмотреть, представлена банковскими технологиями. Данный термин впервые был включен в научный оборот в начале 19 века немецким ученым Бекманом.
Главным образом, термин технологии формулировался в соответствии с полнотой включения соответствующих свойств, которые имеют отношение к набору элементов, включенных в понятие.
Современная научная литература понятие «технология» трактует с нескольких сторон, как:
- широкую область целенаправленного использования физической науки, науки о жизни и науки о поведении, в которые включено в полной мере понятие техника,
- систему методов обработки, выпуска и изготовления, изменения состояний, свойства, форм сырья, материалов или полуфабрикатов, которое осуществляется в процессе производства товаров и услуг;
- материализованную или нематериализованную систему новых знаний, с помощью которых значительно повышается производительность совокупности общественного труда;
- способ преобразования веществ, энергии, информации в ходе выпуска товаров и услуг, процесса обработки и переработки материала или полуфабрикатов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления;
- систему методов воздействия орудий труда на физические, химические и прочие свойства предметов труда;
- технологические способы производства или потребления.
Сущность управления банковскими технологиями
Управление банковскими технологиями включает исследование, разработку и внедрение новых банковских технологий использования каналов связи и обеспечения высокой степени защиты переданной через устройство информации.
Это может быть экваринг, электронные услуги клиентам и интернет-банкинг. Также управление банковскими технологиями занимается анализом и разрабатывает методологию технологических процессов, контроль и координацию соблюдения подразделениями требований организационных и технических документов, осуществляет организацию работы в области внедрения технологических решений.
Осуществление управления банковскими технологиями
Структурными подразделениями управления технологиями являются отделы банковских технологий, отдел анализа и методологии.
Центр информационных технологий способен обеспечивать бесперебойную работу компьютерной коммуникации и прочей электронной техники банка, обеспечивает работоспособность основной автоматической работы банка, занимается разработкой специализированных программных продуктов и услуг для обеспечения работы банка.
Также центром информационных технологий обеспечивается защита и безопасность информационного потока доступа, внедрение новейших программных продуктов, создание и поддержка единой компьютерной банковской системы.
Управление автоматизацией включает в себя несколько структурных подразделений:
- отдел обслуживания,
- администрирование систем,
- системная интеграция,
- разработка программного обеспечения,
- сопровождение программного обеспечения.
Также в состав управления информационными технологиями включён процессинговый центр, осуществляющий техническую поддержку операций по пластиковым картам. Он способен отвечать за эксплуатацию специального и сервисного программного обеспечения, эксплуатацию терминальных сетей процессинга.
Процессинговый центр принимает участие в развитии процессинга в зависимости от технических заданий банковских подразделений. Он осуществляет разработку программного обеспечения для целей процессинга, терминального программного обеспечения.
Процессинговый центр принимает участие в работе по сертификации программного обеспечения платежных систем. Он включает в себя несколько структурных отделений: отделы банкоматов, техническая поддержка, отдел процессинга, разработка программного обеспечения.
Что касается юридического управления, то с помощью него обеспечивается совершенствование и разработка договорной базы банка, внутренних документов.
Управление осуществляет претензионную и исковую работу в сфере защиты интересов банка, обеспечивая оптимальное законное решение в области новых технологий.