Сущность расчетных операций банка
Под расчетными операциями банка понимают операции, совершаемые в рамках системы организации платежей безналичного характера как юридических, так и физических лиц по исполнению денежных требований и обязательств.
К расчетным операциям коммерческих банков относятся:
- процедура исполнения поручений клиентов коммерческого банка;
- оплата работ, товаров и услуг в пользу поставщиков;
- погашение задолженности перед бюджетами;
- погашение иных задолженностей;
- зачисление средств на счета клиентов, поступающих от их контрагентов;
- операции, относимые к хозяйственной деятельности самого банка;
- внутригосударственные межбанковские расчёты и расчёты с зарубежными странами.
К перечню расчетных операций, которые осуществляют коммерческие банки, относят в первую очередь платежные операции, выполняемые по предоставлению платежных поручений, платежных требований, чеков, аккредитивов, векселей, кредитных карт. Регламент проведения такого рода операций включает в себя их документальное оформление, документооборот установленной формы, а также учет и контроль проводимых операций.
Порядок совершения расчетных операций
Порядок совершения расчетных операций устанавливается Центральным Банком России. Такой порядок обязателен для предприятий и компаний любой формы собственности.
В ходе документального оформления расчётные документы должны быть приведены в соответствие с требованиями и установленными стандартами, а также содержать все необходимые реквизиты Непосредственный контроль за верностью проведения расчетов между хозяйствующими субъектами осуществляет сам коммерческий банк и его учреждения.
Расчетно-кассовые центры Банка России контролируют верность и полноту проводимых расчетов (взаимную выверку счетов). Для нормального ведения расчетов банки обязаны поддерживать свои кредитные остатки на счетах в достаточном объеме. РКЦ и коммерческие банки несут полную ответственность за нарушения, допускаемые в ходе совершения платежей. Подать жалобу или иск может любой клиент банка, однако это не приведет к приостановлению ведения операций в банке, но повлечет применение штрафных санкций к банку.
Процесс проведения расчетов должен в полной мере соответствовать некоторым требованиям. К числу таких требований относятся:
- предсказуемость;
- надежность;
- оптимальность сроков проведения платежных операций.
Тенденции развития банковского РКО
На современном этапе развития банковского дела процесс проведения расчетных операций сталкивается с рядом проблем, таких, как:
- необходимость оформления дополнительных документов;
- недостаточное техническое оснащение расчетно-кассовых центров;
- большой объём необходимых документов;
- возможность несанкционированного доступа к информации.
Современные системы расчётов в Центральном банке и коммерческих банков совершенствуются на постоянной основе: периодически происходит унификация форм расчетов, проводится стандартизация и типизация расчетных и платежных документов. Сейчас Центральный Банк занимается созданием электронной системы платежей, которая призвана сократить срок расчётов и снизить объем документов, оформляемых на бумажном носителе.
В последние годы экономическая обстановка ставит российские коммерческие банки перед вопросом о необходимости развития безрисковых направлений их деятельности, к которым в первую очередь и относятся расчетные и кассовые операции, проводимые в пользу клиентов. Важно отметить, что расчетно-кассовое обслуживание – довольно объемная часть банковского бизнеса. Она включает в себя широкий спектр связанных друг с другом банковских услуг и банковских продуктов. Каждый элемент РКО формируется в соответствии с требованиями конкурентной среды на рынке.
На сегодняшний день отсутствуют единые стандарты расчетно-кассового обслуживания, скорее каждый банк имеет свои «изюминки», которые он считает максимально востребованными среди своих клиентов, удобными и эффективными для использования ими.
Но, несмотря на все внешние отличия в технологиях проведения расчетно-кассового обслуживания, можно утверждать, что сегодня большой вес имеет тенденция перехода от личного обслуживания клиентов к дистанционному обслуживанию. Такое направление банковского обслуживания, зародившееся еще в период господства модемно-телефонных технологий, сегодня достигает большого распространения, высоких скоростей и уровня производительности совершения платежей клиентов.