Необходимость и понятие контроля и регулирования банковских операций
Контроль и регулирование банковских операций осуществляется с помощью банковского надзора, который является разновидностью государственного регулирования кредитных учреждений и осуществляется надзорными органами путём применения специфических процедур, методов и инструментов.
Они разработаны с соблюдением выработанных мировой и отечественной практикой принципов для целей поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Необходимость контроля и регулирования банковской деятельности обусловлена особой экономической и социальной природой кредитных организаций, их огромным значением для развития экономики страны.
Банковский контроль и регулирование может осуществляться как центральными банками, так и другими органами, уполномоченными государством.
Функцию надзора за кредитными учреждениями и регулирование их деятельности в РФ закрепили за Банком России.
Решая данные задачи, ЦБ РФ обязан разработать требования:
- по созданию нормативно-правовой базы для функционирования кредитных организаций;
- выдаче и отзыву лицензий на осуществление кредитными учреждениями банковских операций;
- установлению обязательных нормативов для обеспечения необходимого уровня банковской ликвидности и минимизации возможных рисков;
- надзора за деятельностью кредитных учреждений за счёт проведения регулярных ревизий и анализа предоставляемой бухгалтерской и финансовой отчётности по установленным формам.
Разрабатывая эти мероприятия, ЦБ во всех странах опираются на принципы, рекомендованные Базельским международным комитетом по вопросам банковского надзора и регулирования, который был образован в 1975 г. председателями центральных банков развитых стран.
Содержание и организация контроля и регулирования банковских операций
Как уже было отмечено, контроль и регулирование банковских операций осуществляется через банковский надзор, который рассматриваться как система, наделённая следующими элементами:
- субъектами надзора;
- предметом банковского надзора;
- стадиями банковского надзора;
- методами надзорной деятельности;
- принципами банковского надзора.
У субъектов банковского надзора существует две стороны: с одной стороны, это субъекты, которые осуществляют надзор. С другой выступают поднадзорные кредитные учреждения.
Сфера контроля и регулирования банковских операций охватывает все циклы жизнедеятельности кредитных учреждений. Поэтому банковский надзор в РФ включает три направления:
- Лицензирование деятельности и согласование структурных изменений кредитных учреждений.
- Пруденциальный надзор включает проведение текущего надзора за повседневными операциями кредитных организаций. Этот составной компонент надзора подразделяется, в свою очередь, на два вида: дистанционный или документарный надзор – контроль за соблюдением установленных требований без выхода непосредственно в банк на основе получения и анализа банковской отчётности; инспектирование деятельности кредитных учреждений – надзор, осуществляемый непосредственно в коммерческом банке и его подразделениях;
- Осуществление контроля процедур оздоровления (санирования) и ликвидации кредитных учреждений, у которых отозваны банковские лицензии.
Методы контроля и регулирования банковских операций могут быть основными и вспомогательными.
Основными методами являются:
- проведение анализа и оценки финансового состояния банков;
- организация контроля за соблюдением банками требований действующего российского и банковского законодательства;
- применение в соответствующих обстоятельствах мероприятий надзорного реагирования предупредительного или принудительного характера.
Вспомогательными (обеспечивающими) методами предполагается:
- разработка процедурных норм, регулирующих деятельность кредитных учреждений;
- подготовка и издание нормативных актов, содержащих установленные нормы.
Вспомогательные методы создают всеобъемлющее правовое поле, необходимое при осуществлении полноценного банковского контроля и регулирования.
К конкретному составу применяемых мер воздействия после проведения банковского надзора следует отнести меры воздействия только одного типа либо предупредительные, либо принудительные, а возможно и сочетание мер воздействия разных типов.
К предупредительным мерам воздействия прибегают на ранних стадиях возникновения недостатков в том случае, если недостатки непосредственно не угрожают интересам клиентов и собственникам банка.
Принудительные меры воздействия (в плоть до отзыва лицензий у кредитной учреждений) используют в тех случаях, когда применение только предупредительных мер недостаточно.
При этом кредитная организация нарушает требования законодательства, которые регулируют банковскую деятельность, нормативные акты и предписания Банка России, не предоставляет соответствующую отчётность, либо информация, отражённая в ней, является недостоверной, а также, если совершаемые ею операции создают реальные угрозы интересам клиентов или кредиторов.