Сущность банковских электронных услуг и их преимущества
Банковские электронные услуги (далее БЭУ) — это услуги банковских структур, оказываемые с использованием самых современных электронных информационных систем и технологий.
Таким образом, банковские электронные услуги можно назвать новейшим технологическим методом реализации банковских продуктов, который максимально удовлетворяет возникающие потребности клиентов коммерческого банка посредством использования современных информационных технологий и способов автоматизации.
В условиях стремительного развития рыночной экономики, а значит и бизнеса, от банковского сектора необходимо формирование и непрерывное совершенствование оперативной, удобной системы обслуживания клиентов, а также постоянного мониторинга предоставления услуг. Однако, традиционные методы предоставления банковских услуг все меньше и меньше соответствуют необходимым требованиям. В связи с этим банковским структурам необходимо внедрять и использовать самые современные информационные технологии, работать над развитием БЭУ.
БЭУ отличаются от традиционных банковских услуг не по уровню полезности, а непосредственно по технологии удовлетворения постоянно растущих потребностей клиентов банковских учреждений. Традиционные банковские услуги имеют ряд недостатков перед электронными услугами, а именно:
- непостоянство качества предоставляемых услуг;
- договорный характер банковского обслуживания;
- вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.
При этом БЭУ характеризуются такими характеристиками как:
- абстрактность;
- общедоступность;
- интерактивность обслуживания;
- множественность каналов доступа.
Стоит отметить, что специфика БЭУ требует от клиентов развития экономической культуры, что, в свою очередь, делает необходимым развитие деятельности, направленной на разъяснение содержания услуги потребителям, что влечет за собой значительное увеличение значение фактора доверия потребителей к коммерческим банковским структурам. В целом, можно отметить, что БЭУ базируются на формировании партнерских отношений с потребителем, оказания ему помощи на всех этапах получения услуги.
БЭУ осуществляется при содействии большого количества посредников, с которыми клиенты взаимодействуют, как правило, удаленно, используя различные современные каналы связи. Стоит отметить, что при оказании электронных услуг возникает некий контур внешних взаимодействий каждого из посредников, которые задействованы в процессе продвижения банковской услуги. Таким образом, потребитель, получая электронный доступ к выбранной банковской услуге, редко может представить количество задействованных в этом процессе посредников.
Среди наиболее явных достоинств электронных услуг можно выделить следующие:
- удобство для потребителей;
- привлечение большего числа клиентов через сети телекоммуникаций;
- возможность предоставления услуг 24/7;
- возможность в режиме реального времени выбрать наиболее подходящий вид услуги.
Виды банковских электронных услуг
Весь перечень предлагаемые БЭУ можно условно разделить на 3 большие группы:
- розничные БЭУ;
- оптовые БЭУ;
- автоматические расчетные палаты.
Коммерческие банковские структуры предлагают розничные и оптовые БЭУ, которые отличаются достаточно высоким уровнем обезличенности. Розничные услуги направлены на удовлетворение потребностей индивидуальных клиентов (физических лиц и индивидуальных предпринимателей), а оптовые - корпоративных клиентов (юридические лица, экономические субъекты, организации).
К розничным банковским электронным услугам относят следующие:
- использование платежных банковских карт;
- использование банкоматов;
- использование системы расчетов в точках, реализующих свою деятельность в сфере торговли и оказания услуг;
- обслуживание клиентов как на дому, так и в офисе коммерческого банковского учреждения;
- услуги по обработке и хранению документации клиента.
В банковском секторе для объединения все видов обслуживания индивидуальных клиентов введено понятие «retail banking».
Стоит отметить, что обслуживание индивидуальных клиентов, частных лиц является довольно трудоемким направлением деятельности банковских структур. В Российской Федерации проблемы автоматизации направления retail еще не выявлены в полном объеме, они только начинают возникать, в связи с этим очень важно начинать их решать комплексно. Для этого стоит привлекать только специалистов с достаточно широкой компетенцией, изучать и адаптировать решения аналогичных проблем западными коллегами под российскую реальность. Существующие на сегодняшний день в мировой практике решения являются несложными и позволяют автоматизировать не только сам процесс обслуживания, но и наиболее оптимально внедрять его в единую систему управления банковскими структурами.
К оптовым банковским электронным услугам относят следующие:
перевод денежных средств между счетами; управление денежными операциями и счетом клиента; контроль операций.
Автоматические расчетные палаты представляют собой специально сформированные субъекты (юридические лица), реализующие сделки между потребителями посредством использования различных электронных средств. К таким системам можно отнести следующие:
- система «Свифт»;
- расчетный центр ММВББ;
- прочие системы.
Таким образом, современные банкоматы, предназначенные для самообслуживания клиентов, могут осуществлять полный спектр операций, а именно:
- снятие и пополнение расчетных счета наличными денежными средствами;
- перевод денежных средств между расчетными счетами;
- оплату различных платежей, например, коммунальных услуг, штрафов, взысканий;
- операции с чеками;
- выдачу выписок и прочей документации, свидетельствующей о состоянии счета и реализованных операциях;
- обмен валют;
- обновление информации;
- информационную и консультационную поддержку клиента;
- прочие услуги.