Исполнение банковской гарантии
Исполнение банковской гарантии представляет собой процедуру, по которой гарант (банк) по просьбе участника сделки (должника или принципала) выплачивает другому участнику (получателю или бенефициару) сумму, которая установлена соглашением между принципалом и гарантом.
Выплата осуществляется независимо от того, имеется ли в действительности обязанность принципала по выплате бенефициару или нет.
Обязательства гаранта считаются исполненными лишь тогда, когда им произведена оплата, или когда в оговоренный срок не наступило то обстоятельство, которое предусмотрено соглашением между банком и принципалом (должником в рамках основного обязательства).
Процедура исполнения банковской гарантии включает ряд этапов:
- Получатель средств должен уведомить банк о возникновении обстоятельств, которые предусматривают осуществление платежа (гарантийный случай) и направляет требование о выплате.
- Банк должен удостовериться относительно соблюдения условий соглашения и уведомить должника в течении 30 дней.
- При соблюдении условий соглашения банку необходимо произвести платеж по тем реквизитам, которые указаны в соглашении или согласованы получателем.
- Перечисление комиссии банку может быть произведено как на заключительной стадии, так и на более ранней.
- В случае, если требования бенефициара лишены обоснований, или предоставленные документы недействительны, то получателю платежа необходимо возместить банку и должнику понесенный ими убыток.
Случаи неисполнения банковской гарантии
Российское законодательство предусматривает ряд случаев, когда банк может быть освобожден от обязанностей по исполнению гарантии:
- истечение срока действия соглашения с банком;
- добровольный отказ бенефициара от своих прав и требований согласно договора с принципалом;
- заключение между гарантом и бенефициаром договора о неисполнении банковской гарантии.
В каждом из перечисленных случаев, кроме истечения срока, гаранту необходимо уведомить об отмене обязательства принципала.
Законом предусмотрены также случаи, когда у банка есть право отказаться или приостановить платежи. Это происходит в случае несоответствия заявленных бенефициаром требований условиям, на которых должно было осуществляться выполнение банковской гарантии.
Допускается приостановка платежа (сроком до недели) если у гаранта есть основания полагать, что:
- документы, переданные ему, недействительны;
- обстоятельства, которые предполагают исполнение гарантии, не наступило;
- обязательства принципала, обеспеченные гарантом, не существуют;
- бенефициаром уже получены деньги от принципала.
В каждом из этих случаев банком приостанавливается исполнение, он должен немедленно связаться с другими сторонами данной сделки. Банк уведомляет их о ситуации и сообщает перечень необходимых документов. По истечении 7-дневного срока, при отсутствии однозначного основания для отказа, кредитной организации необходимо продолжить платежи.
Неисполнение гарантии по причине отзыва лицензии банка
В случае нарушения требований ведения банковской деятельности ЦБ РФ лишает нарушителя лицензии. Законодательством не предусмотрен порядок действий сторон в случае отзыва лицензии у банка, выступающего гарантом по сделке.
Арбитражная практика говорит о том, что отзыв лицензии не приводит к прекращению обязательств банка-гаранта.
В качестве доказательства приводится тот факт, что рассмотренный перечень оснований прекращения является закрытым и исчерпывающим. В данном случае изменение статуса кредитной организации не влияет на ее обязанность платить.