Государственный долг и управление им
Государственный кредит – это система кредитных взаимоотношений, в которых роль заемщика играет государство в лице различных государственных органов, а кредиторами являются физические и юридические лица.
Стоит отметить, что в международных отношениях государство может играть роль как кредитора, так и заемщика.
Наиболее распространённой формой государственных заимствований, которые направляются на финансирование расходов государства, являются государственные займы, которые используются для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью консолидации временно свободного капитала как физических и юридических лиц.
Такие финансовые ресурсы, как правило, предоставляются на конкретный срок на условиях выплаты некоторого дохода и в обязательном порядке должны быть оформлены удостоверяющими долговыми обязательствами.
Таким образом, в результате подобных заимствований и формируется государственный долг, который представляет собой комплекс обязательств по возврату финансовых ресурсов и начисленных процентов, которые были привлечены государством или выступающими от его имени уполномоченными органами, перед кредиторами.
Управление государственным долгом – это система мероприятий, реализуемых государством и государственными органами, которые направлены на погашение или уменьшение величины долга.
К подобным мероприятиям можно отнести следующие:
- возврат заемных финансовых ресурсов кредиторам;
- погашение внешних и внутренних займов и кредитов;
- предоставление гарантий;
- изменение условий выпущенных займов;
- установление условий эмиссий и первичного размещения на фондовом рынке долговых обязательств государства и т.д.
Реализация подобного рода мероприятий зависит от принятия решений в системе управления государственным долгом, которые, как правило, основаны на исследовании объема и структуры государственного долга, оценке его текущего состояния.
Для оценки внешнего долга используют коэффициенты, которые представляют собой соотношения величины внешнего долга и величины экспорта в денежном выражении, процентной доли затрат, связанных со снижением и обслуживанием внешнего долга, и выручки от экспорта. Такие коэффициенты наглядно демонтируют степень долгового бремени для национальной экономики страны.
Управление государственным долгом является непрерывным процессом, который состоит из следующих этапов:
- привлечение финансовых ресурсов посредством размещения на фондовом рынке государственных ценных бумаг (например, облигаций);
- погашение и обслуживание государственного долга.
В большинстве случаев государственный долг погашают за счет доходов государства (например, доходов от налогов), золотовалютных резервов государства, финансовых ресурсов, которые были получены от реализации собственности государства или за счет привлечения дополнительных финансовых ресурсов (новые долги).
Все способы управления государственным долгом условно делят на две групп:
- административные. Такие способы основаны на реализации отдельных распоряжений государственных органов власти;
- финансовые. Такие способы основаны на выборе методов и форм обеспечения погашения государственного долга посредством исследования и оценки соответствующих финансовых коэффициентов.
Стоит отметить, что в условиях экономической ситуации наиболее эффективно применение комбинированных методик, включающих себя как административные и финансовые способы, что в большей части связано как с внутренними, так и внешними экономическими и политическими факторами.
Роль банковских структур в управлении государственным долгом
Обязанности и сфера полномочий ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга РФ определены действующим законодательством. ЦБ РФ и Министерство финансов РФ в случае необходимости заключают соглашения о реализации необходимых мероприятий по поручению Правительства РФ.
Реализуя мероприятия по размещению и погашению государственного долга, Банк России берет на себя функционал кредитора государства. Согласно ФЗ «О Центральном банке (Банке России)» Центральный Банк РФ не имеет права предоставлять финансовые ресурсы Правительству РФ для покрытия дефицита федерального бюджета, приобретать государственные ЦБ в случае их первичного размещения, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Центральный Банк РФ реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам, а также выступает в роли кредитора последней инстанции.
В условиях нынешней экономической и политической ситуации как в стане, так и в мире среди наиболее важных задач Банка России можно выделить следующие:
- регулирование денежных потоков;
- обеспечение стабильности национальной валюты;
- реализация единой денежно-кредитной политики;
- организация расчетов и кассового обслуживания;
- защита интересов вкладчиков;
- банковских структур;
- контроль деятельности коммерческих банковских структур;
- реализация внешнеэкономической деятельности;
- определение нормативов обязательного резервирования, величины ключевой ставки.
Стабилизация и обеспечение устойчивости национальной экономики невозможна без эффективно функционирующей развитой сети надежных банковских структур, цели и задачи деятельности которых совпадают с государственными интересами. Стоит отметить, что в отличие от командной экономики, управление банковскими структурами и подобными финансовыми учреждений реализуется не директивно, а с помощью законодательных и правовых актов, регламентирующих банковскую деятельность.
Стоит отметить особое место в управлении государственным долгом Внешэкономбанка, который занимается обслуживанием внешнего государственного долга, и Банк реконструкции и развития, который реализует деятельность по финансированию государственных программ с привлечением бюджетных финансовых ресурсов.