Галактика Андромеда и Млечный путь

Ближайшей соседкой нашей Галактики является туманность Андромеды. С Земли ее легко рассмотреть на ночном небе, особенно осенью.

Галактику Андромеда называют разными именами: великой туманностью, спиральной галактикой Андромеды, в астрономической же классификации звезд она значится как она же Месье 31 (М 31). Издавна эта галактика служила источником вдохновения для писателей-фантастов, и источником энтузиазма для ученых и астрономов. Несмотря на то, что Андромеда ближайшая и самая большая наша соседка, расстояние до нее от Земли не так уж и мало, оно составляет два с половиной миллиона световых лет. Получается, что свет туманности, который мы видим в звездном ночном небе, вышел из нее два с половиной миллиона лет назад.

История открытия туманности

Многие астрономы на протяжении веков наблюдали Андромеду:

Статья: Галактика Андромеда и Млечный путь
  • Астроном из Персии Абдурахман ас-Суфи, еще в 964 г нежно называл ее «Маленькое облачко».
  • Вильям Гершель изучал ее в 1780 году, полагая, что находится она не так уж и далеко от нас.
  • Английский астроном из Уэльса Иссак Робертсон впервые сфотографировал туманность Андромеды в 1887 году, но он ошибался, думая, что это часть нашей галактики Млечный Путь.

Но только в начале прошлого века пришло понимание того, что Андромеда – это самостоятельная Галактика, в которой множество звезд, созвездий и туманностей. Хебер Кертис, астроном из Америки, исследуя Андромеду в 1917 году, заметил, что ее звезды на десять величин слабее, чем в других участках, он утверждал, что они находятся на расстоянии от нас на 500 000 световых лет. Астроном первым выдвинул гипотезу, что спиральные туманности представляют собой отдельные полноценные галактики.

Еще один американец, соорудив свой знаменитый 100 дюймовый телескоп, экспериментально подтвердил идеи Кертиса. В 1923 году он первым провел расчеты и окончательно засвидетельствовал, что наша Вселенная содержит множество галактик, а не только Млечный Путь. А Андромеда является всего лишь одной из многих галактик вокруг.

«Галактика Андромеда и Млечный путь» 👇

Интересные факты

Туманность Андромеды приковывает внимание исследователей уже не одно столетье.

Галактику Андромеды можно увидеть в ночном небе, найдя «большой квадрат» созвездия Пегаса немного спуститься по линии звезд, напоминающих ручку ковша. Последние звезды уже входят в туманность Андромеды.

Галактика Андромеда самая большая в своей группе. Ее диаметр составляет приблизительно 220 000 световых лет, что больше Млечного Пути почти вдвое. В случае если б галактика Андромеды была еще ярче, то на нашем ночном небе выглядела б больше, чем луна, независимо от того, что находится значительно дальше.

Млечный Путь, согласно примерным подсчетам, содержит от ста до четырехсот миллиардов звезд. Но в сравнении с Андромедой это ничто, там может находиться около триллиона звезд. С помощью новейшего телескопа «Хаббл», ученые смогли увидеть среди этого триллиона большую редкую популяцию ярких и горячих звезд.

Молодые, горячие звезды выглядят синими. Но синие звезды, которые были обнаружены в галактике Андромеды, кажутся скорее стареющими, схожими на Солнце, звездами, что выжгли свой внутренний слой и обнажили свое горячее синее ядро. Они являются самыми яркими и разбросаны по всему центру.

Одним из интересных фактов считается двойное ядро этой галактики. Два макрообъекта разделены всего лишь пятью световыми годами. В каждом из них содержатся миллионы близко расположенных друг от друга молодых звезд.

Позднее исследования показали, что два ядра являются не отдельными скоплениями звезд, а одним скоплением в виде бублика и сверхмассивной черной дыры, превышающей массу Солнца в 140 миллионов масс. Звезды в скоплении P1 вращаются очень близко около черной дыры, как планеты вокруг Солнца в солнечной системе. Это и создает эффект присутствия двойного ядра.

Столкновение

Во Вселенной все находится в движении и взаимосвязано. Галактика Андромеды не исключение. Мичиганские астрономы обнаружили, что около двух миллиардов лет назад она поглотила сестру нашей Галактики. Стоит отметить, что Галактика Андромеда приближается к нам с огромной скоростью примерно 100-140 километров в секунду. При этой скорости можно облететь земной шар всего за 6 минут. Предположения астрономов таковы, что примерно через четыре миллиарда лет случится столкновение Андромеды и Млечного Пути. Вследствие чего обе галактики объединяться в еще большую галактику. Таким образом, в далеком будущем нас ожидает межгалактический коллапс

Но волноваться нам не стоит, как считают эксперты. Земля и Солнечная система, несмотря на столь масштабное событие, все-таки выживет. Ученые полагают, галактики настолько огромны и имеют много свободного пространства, что столкновение планет, при слиянии, ничтожно малы. Тем не менее, если б была возможность понаблюдать за процессом, перед нами возникла бы завораживающая картина. Две галактики притягивались бы друг к другу до той поры, пока черные дыры, которые находятся в их центрах, не слились в одну. После этого наша Солнечная система уже будет частью абсолютно другой галактики – эллиптической. Не все звезды смогут вернуться на свои места после такого бурного слияния. Если Земля еще будет жива через пять миллиардов лет, то ночи станут светлыми и яркими, благодаря множеству новых звезд. Полоска сияния Млечного Пути исчезнет и появится новый источник света, более сфероидальный.

Поглощение и столкновение галактик не является чем-то неординарным, это происходит во Вселенной постоянно. Ранее ученые предполагали, что при столкновении больше пострадает наша Галактика, так как имеет значительно меньшую массу. Сейчас такой уверенности нет. Последние исследования Международного центра радиоастрономических исследований показали, что Андромеда ненамного тяжелее нашей Галактики. По сути, они приблизительно совпадают размерами.

Никто в данной ситуации не может убедительно объяснить, как именно пройдут эти события. Эксперты прогнозируют, что «танец галактик» будет сравнительно спокойным. Галактика Андромеда и Млечного Пути могут сформировать некую систему, слиться в одно целое или же вовсе разойтись. Когда изменится небесный узор, Солнце как было на периферии нашей галактики, так и останется там.

Дата последнего обновления статьи: 28.11.2023