Астрофизик Сергей Попов

Российский ученый астрофизик Сергей Попов является ведущим научным сотрудником Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга.

Сергей Попов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сергей Попов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Он является доктором физико-математических наук. Его научная деятельность посвящена исследованию нейтронных звезд и черных дыр. С. Б. Попов является автором более ста научных публикаций.

Кроме того, Сергей Попов достаточное количество времени уделяет популяризации научных знаний, в частности он пишет научно популярные статьи для различных электронных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Это в частности такие сайты как Газета. Ru, «Астронет», а также для портала «Постнаука».

Сергей Попов специализируется на исследовании нейтронных звезд. Этому интересу способствовала прочитанная ещё в детстве книга астрофизика Павла Амнуэля «Небо в рентгеновских лучах». С неё и начался интерес будущего ученого к нейтронным звездам.

Следующим важным моментом был верно, выбранный научный руководитель, Владимир Липунов, который также занимался исследованием нейтронных звезд.

Исследование нейтронных звезд сочетает в себе интересные ученому вопросы, как физики, так и астрофизики.

Рассмотрим взгляды ученого на основе интервью, которое он дал научно-популярному интернет ресурсу T&P в 2013 году.

Астрономия в современном мире

Так, ученый сообщил, что астрономия является на данный момент фактически лицом современной земной науки. Что касается астрофизики, то она за последний век стала основной частью астрономии. Более того, в настоящее время понятия астрономия и астрофизика стали почти синонимами.

Астрономия в данный момент переживает пик популярности, связанный с усовершенствованием точных приборов, телескопов и возможностью донести просто и понятно многие сложные вещи и открытия до массового читателя и зрителя. Однако, и существует предел и технически возможностям. И тогда место астрономии может занять иная наука, может быть психология, биология или другой предмет.

«Астрофизик Сергей Попов» 👇

Отвечая на вопрос о частном освоении космоса, С. Попов считает, что космическое пространство всегда останется дорогим, и даже если цены на доставку грузов упадут, то это не сделает космос более доступным.

Что касается идеи переселения всего человечества на Марс, на другую планету, то С. Попов считает её иллюзией. Поскольку на нашей планете нет таких ресурсов, которые позволили бы это сделать.

Спрашивающий ученого журналист отмечает, что двумя главными прорывами в астрофизике за последние десятилетия являются:

• открытие Вселенной, расширяющейся ускоренно,
  • открытие большого количества экзопланет (планет расположенных вне Солнечной системы, у других звезд).

И отсюда последовал вопрос, не появляется ли у ученого религиозное чувство и как астрофизика может соотноситься с религией.

На это специалист отметил, что люди все разные, и чувства у кого-то могут религиозные чувства рождаться, а у кого-то нет. Согласно статистике же ученые в среднем являются менее религиозными, чем основная масса людей. И в отличие от века девятнадцатого сейчас нет такого противостояния между религией и наукой.

Рассказывая о поиске экзопланет, Сергей Попов отмечает, что на земной орбите нет специализированных аппаратов, предназначенных исключительно для поиска экзопланет. Это связано с кризисом 2008 года сильно повлиявшим на финансовое обеспечение. Но существуют наземные телескопы, с помощью которых проводится поиск крупных планет наподобие горячих и не очень горячих Юпитеров, и имеется возможность измерить состав их атмосфер.

Из интересных объектов специалист отметил две планеты, которые вращаются вокруг одной звезды по очень близким орбитам, но имеют при этом крайне различные свойства. Так, одна из них является ледяным гигантом, а другая маленькой каменной планетой. И у исследователей возник вопрос, как могла возникнуть такая ситуация.

Новые знания о экзпланетах дадут 30-ти метровые телескопы, которые строятся на Земле, и орбитальные новые спутники, предназначенные специально для поиска экзопланет.

С. Попов считает, что через ещё одно поколения развития инструментов исследования космоса ожидается открытие планеты по типу нашей Земли и находящейся в зоне обитаемости, или же открытие планеты с имеющейся атмосферой.

Что касается поиска жизни во Вселенной, то здесь специалист считает, что разумная высокотехнологичная цивилизация во Вселенной является крайне редким случаем. Он отмечает, то, что наше одиночество во Вселенной является наблюдаемым научным фактом.

Жизнь во Вселенной

Что касается поиска жизни в Солнечной системе, то наиболее вероятным кандидатом является Энцелад, спутник Сатурна. На этом спутнике существуют водяные гейзеры. Однако, маловероятно, что там есть некие высокоорганизованные существа, а тем более разумные дельфины. Если жизнь там и есть, то это бактерии или водоросли.

Но, к сожалению, этот космический объект не является приоритетом для исследований у мировых космических агентств.

Ещё одним объектом потенциально пригодным для жизни является спутник Юпитера по имени Европа. На этом спутнике существует ледяная корка, покрывающая поверхность. И под этой коркой, как предполагается, находится океан. Что бы это проверить, необходимо послать на спутник буровую установку. Такая миссия не является фантастической и выполнима, как с технической, так и с финансовой точки зрения, не являясь очень дорогой.

В отличие от Европы и США где есть множество любительских организаций, которые занимаются астрономией. Примером является организация Planet Hunters, занимающаяся поиском экзопланет. В России отсутствует тесная связь между наукой и обществом. В России у специалистов нет, в основном, стимула заниматься подобными проектами, поскольку это не приводит к улучшению результатов исследований. Исключением являются такой российский проект как boinc.ru, который работает над распределенными вычислениями. И подобные проекты, по мнению Сергей Попова в России ещё будут в развиваться.

Таким образом, Сергей Попов, занимаясь интересным ему делом, старается как развивать астрофизику в России и мире, так и распространять знания и увлекать тайнами космоса своих читателей и слушателей.

Дата последнего обновления статьи: 09.11.2023