Жизнь во Вселенной

Что такое жизнь?

В современном научном мире нет единого мнения относительно понятия «жизнь». Однако, исследователи сходятся во мнении, что признаками жизни являются такие моменты как организация, метаболизм, рост, адаптация и реакция на раздражители, а также воспроизводство.

Внеземная или инопланетная жизнь – так называют теоретически возможные формы жизни, которые возникли за пределами нашей планеты. Эта проблема является предметом изучения астробиологии и ксенобиологии, также эта тема широко распространена в современной массовой культуре и научной фантастике.

Астробиология. Предметом изучения данной дисциплины является вопрос происхождения и эволюции жизни во Вселенной. Астробиология опирается на известные научные данные:

• химии,
  • физики,
  • географии,
  • астрономии,
  • биологии,
  • космонавтики.

Ксенобиология – так называют раздел синтетической биологии, изучающей те формы биологической жизни, которые ещё не знакомы современной науке и не встречены в природе.

Как предполагал советский астроном Иосиф Шкловский, для возникновения жизни нужны условия, существующие на планетах, которые вращаются вокруг холодных и стабильных одиночных звёзд. При этом эти звёзды должны принадлежать к спектральному классу G, K, M, то есть, быть звёздами, близкими по свойствам и характеристикам нашему Солнцу. По подсчётам таких звёзд в нашей галактике Млечный путь около сотни.

Отметим, что открытие и исследование астрономами планет в иных звёздных системах может косвенным образом указывать на возможность наличия таких мест в космосе, где вполне возможно существование различных форм жизни. Однако, в настоящий момент возможности астрономии не позволяют точно узнать, например, о наличии кислорода на той или иной обнаруженной планете.

Важно отметить, что по одной из самых распространённых научных теорий – теории панспермии, причиной возникновения жизни на Земле стало попадание на нашу планету неких бактерий вместе с осколками и частицами метеоритов и астероидов.

«Жизнь во Вселенной» 👇

В современной науке произошёл отход от позиций теории Опарина – Холдейна, согласно которой первоначально возникли белки, которые были предшественниками первых организмов. Согласно современным представлениям первыми живыми организмами были РНК – организмы без наличия белков и ДНК.

Поиски жизни

Представители NASA считают, что используя современные технологии землянам удастся найти внеземную жизнь в течении следующих двадцати лет.

Так, запущенный ещё в 2009 году в космос телескоп «Кеплер», названный в честь знаменитого астронома, уже смог найти тысячи экзопланет.

Экзопланетами называются планеты, расположенные за пределами нашей Солнечной системы.

Экзопланету можно обнаружить во время её прохода перед своею звездою. Во время этого процесса звезда несколько теряет свою яркость, что говорит о наличии у нее планеты.

Основываясь на данных, полученных от телескопа «Кеплер», специалисты пришли к выводу, что только в нашей Галактике Млечный путь около 100 миллионов планет могут оказаться пригодными для существования жизни.

Откладываемый на 2021 год запуск нового космического телескопа «Джеймс Уэбб» ( названного в честь руководителя NASA времен полетов на Луну) должен привести к новым открытиям. Новый телескоп сможет находить газы в атмосферах тех планет, на которых возможна жизнь. Так, человечество, пусть и косвенным путём, может обнаружить существование внеземной жизни.

Конечной целью работы такого телескопа является обнаружение планеты, идентичной нашей Земле.

Найденные формы жизни не обязательно могут представлять собою разумные формы. Вполне возможно нам придётся встретиться с примитивными организмами наподобие одноклеточных амёб.

Особенностью поиска внеземной жизни является то, что наше воображение действует в определённых стандартах мышления. Так, мы склонны считать, что внеземная жизнь обязательна должна быть похожей на нашу, и иметь схожее строение и состав.

В тоже время, любая инопланетная жизнь не может быть вечной и как каждая цивилизация претерпевает различные испытания, которые зачастую уничтожают её. Так, например, учёный Питер Уорд считает, что нашу цивилизацию постигнет такая же судьба в результате глобального потепления, голода, и возникшего хаоса который приведёт нас к гибели.

Поиски жизни на Марсе и на Европе

На основе современных данных установлено, что на планете Марс четыре миллиарда лет назад существовала пресная вода, в которой могла существовать жизнь. К такому выводу специалисты пришли после анализа пород, доставленных марсоходами NASA «Оппортьюнити» и «Кьюриосити», которые работали на далёкой красной планете.

Также специалистам стало известно, что на Марсе есть иной вероятный источник волы и жизни. Таким источником является третий по высоте марсианский вулкан под названием Arsia Mons. Как показывают исследования, 210 миллионов лет назад это вулкан был активным и извергался под большим ледником. В результате под воздействием тепла вулкана лёд растаял, и образовалось озеро в леднике. Считается возможным, что такие озёра существовали достаточно долго, чтобы там смогла зародиться жизнь

Некоторые земные микроорганизмы, скорее всего, смогут выжить на Марсе и в наши дни.

Пример 1

Так, метаногены могут, используя водород и диоксид углерода для производства метана, могут обходиться и без кислорода. Также они могут обходиться без питательных веществ и света. Для метаногенов является возможным выдерживать перепады температур наподобие марсианских.

В 2004 году специалисты обнаружили в атмосфере Марса метан, что привело их к мысли о присутствии метаногенов под поверхностью планеты. Когда мы отправимся на Марс, мы можем загрязнить окружающую среду планеты микроорганизмами с Земли. Это беспокоит ученых, поскольку может усложнить задачу поиска форм жизни на Марсе.

Следующим объектом поиска жизни является спутник планеты Юпитер – Европа.

Так, в 2020-ых годах NASA может отправить исследовательскую миссию на этот спутник. Одной из главных целей такой миссии будет выяснение проблемы обитаемости поверхности Европы.

Жизнь планируется искать под толстым слоем льда, который покрывает спутник.

Так, в интервью британской газете The Guardian ведущий ученый NASA доктор Эллен Стофан сказала следующее:

Мы знаем, что под этой ледяной коркой есть океан. Водяная пена выходит из трещин в южной полярной области. Есть оранжевые разводы по всей поверхности. Что это, в конце концов?

Проект SETI

Отметим, что поиском разумной жизни во Вселенной занимается проект SETI. Основные методы его деятельности:

• активный, когда сами земляне посылают сигнал,
  • пассивный, когда производятся наблюдения и поиск сигналов внеземных цивилизаций.
  • Однако, есть и противники контактов с инопланетным разумом. Так, знаменитый британский учёный Стивен Хокинг считал, что в случае такого контакта, инопланетяне с землянами могут поступить так же, как испанцы с коренным населением Америки.

Что же случится в действительности, покажет время и дальнейшее исследование космических глубин.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2023