Преподавание астрономии в дореволюционной России
Астрономия как отдельный предмет преподавалась ещё в учебных заведениях Российской империи. Как отмечается историками, уровень преподавания астрономии при учёте знаний того времени был выше чем в современной российской школе.
Это объясняется следующими причинами:
- характер обучения был дифференцирован и знания ученикам передавались в обязательном порядке,
- существовал большой выбор в учебных программах, учебниках и дидактических пособий по астрономии,
- у преподавателей была свобода в самостоятельной разработке методических программ и средств обучения.
Таким образом, преподавание астрономии может быть успешным как в формате преподавания отдельной дисциплиной, так и в общем курсе с физикой. Это доказывает успешный опыт подобного преподавания в дореволюционной школе Российской империи.
На основе опыта прошлого становится ясным, что есть возможность формировать сложные астрономические понятия у подростков 14 - 16 лет.
Отметим также, что существует совпадение современных концепций преподавания астрономии с методами учителей и учёных методистов ещё начала ХХ века.
Астрономия в советской школе
Российская империя распалась в 1917 году вследствие масштабного социально-экономического, политического, социокультурного кризиса. Пришедшее к власти руководство во главе с Лениным опиралось на идеи о построении справедливого коммунистического общества, где отсутствовала бы эксплуатация человека человеком.
Вскоре эти во многом утопичные идеи выразились в становлении СССР, в котором власть принадлежала коммунистической партии. Изменения коснулись всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Государство всемерно развивало грамотность и образованность населения. Пусть и под идеологическим контролем партии.
В результате, астрономия, бывшая ранее элитарной наукой для небольшой части грамотного населения стала доступной для большинства жителей многомиллионного Советского Союза. Однако, первоначальный уровень ее преподавания и знаний был довольно низким. Но, в результате реформ школьного среднего и высшего образования уровень преподавания астрономии, как и иных дисциплин, стал неуклонно расти.
Как отмечается, результатом преобразований стало повышения уровня преподавания астрономии в средней школе до высот, сравнимых с современным уровнем обучения данной дисциплине. Более того, что касается классической астрономии, то уровень изложения ученикам вопросов по такой теме, в советской школе был выше современного.
В результате разработок курса астрономии к концу 1940-ых годов определились основные формы, методы и особенности преподавания астрономии в качестве одного из предметов, изучаемых в 10 классе.
Так, основной целью преподавания астрономии было формирование у школьников научного мировоззрения.
Также были выделены задачи общеобразовательного, воспитательного и развивающего характера и определена структура курса астрономии. Эта структура не претерпела особых изменений на протяжении более полувека.
Однако, концепция курса астрономии, разработанная ещё в конце 1930-ых годов, была исчерпана к концу 1960-ых гг. Это было связано с резким развитием научно – технического прогресса, в том числе и с развитием физики и астрономии.
В результате III астрономическая революция 50-70-х годов ХХ века, привела не только к новому уровню знаний и технологий, но и к изменениям в методике преподавания астрономии по всему миру, в том числе и в нашей стране.
Развитие науки привело к тому, что астрономия вышла на новый уровень развития и стала всеволновой и всекорпускулярной экспериментальной наукой.
Такие изменения привели к поиску новых способов обучения учащихся, в связи с резко возросшим уровнем информации, однако так и не удалось изменить содержание курса вместе с сохранением 34 – часового объёма, что привело к формализации всего учебного курса, и, как следствие, к падению интереса учеников к данному предмету.
Развитие методики астрономии в рамках прежнего курса к 1980-ых гг. было полностью исчерпано. Была необходима новая реформа преподавания астрономии в школе, однако кризис государственных структур привел к развалу всего Советского Союза, и проблемы обучения астрономии ушли в сторону.
Более того, астрономия с 1993 года перестала быть основным предметом в школе. Таким образом, в стране, которая первая вышла в космос астрономия перестала быть важной дисциплиной, что вело к общей безграмотности и искажению объективной картины мира.
Преподавание астрономии в современной российской школе
С 1993 года астрономия в школе перестала быть обязательным предметом и велась как факультатив.
Общее бедственное положение школ и высших учебных заведений также не способствовало росту грамотности и образованности.
Так, если в 1990 -1991 году советские школьники 9 – 13 летнего возраста по уровню знаний естественнонаучных предметов занимали 4 место по математике и 5 место по естественным наукам среди учеников 19 наиболее развитых стран мира, то в 1992 наши школьники занимали уже 8 место, а в 1996 году и вовсе скатились на 18 место в списке из 42 стран мира.
Лишь с 2017 – 2018 года Министерство образования России вводит курс астрономии как обязательный. Школам предлагается ввести новую дисциплину в зависимости от готовности учебного заведения к её преподаванию.
Курс астрономии, согласно правилам, не должен быть меньше, чем 35 часов неделю. Таким образом, это один урок в неделю, если астрономия преподается в 10- м или 11 – м классе. Курс может быть растянут на два года с сохранением обязательного минимума часов. Выбор варианта остается за школой.
Что касается ЕГЭ, то по астрономии его не планируется проводить даже на добровольной основе. Однако, с 2019 года собираются проводить всероссийские олимпиады по астрономии. В свою очередь, задания по астрономии будут включаться в ЕГЭ по физике.
Таким образом, возвращение астрономии в школы должно способствовать развитию общего уровня естественно-научных дисциплин, подъёму общего уровня развития астрономической грамотности, созданию интеллектуальной защиты от всяческих мракобесных и лженаучных идей о плоской Земле и подобной чепухе.
Рисунок 1. Преподавание астрономии в современной российской школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ