Удаление объектов в городской среде
Город меняется с одной стороны очень медленно, привычный пейзаж можно наблюдать годами, а с другой стороны он меняется очень масштабно, ведь один объект может иметь огромное значение.
Пожалуй, одним из самых громких споров касательно городской среды является спор о том, что должно остаться, а что можно придать забвению, и в данном случае ни один объект не может быть застрахован от исчезновения, так как взгляды и вкусы сильно меняются со временем. Те исторические здания, которые еще существуют в городской среде, можно определенно назвать «счастливчиками», сотни похожих, построенных в то же время, неподалеку зданий исчезли, в лучшем случае остались их фотографии и описания, но по большей части мы даже не представляем масштабов утраченного.
Да и собственно борьба за то, чтобы исчезало меньше объектов исторического наследия началась не так давно, еще двадцать лет назад рассказ о сносе очередного особняка для строительства чего-нибудь более рентабельного никого бы не удивил и не вызвал общественный резонанс, но многолетняя кропотливая работа по формированию правильного отношения к объектам культурного наследия, к сохранению исторической застройки дает о себе знать. Сегодня снос исторических зданий, даже не имеющих охранного статуса, становится порицаемым, но пока это лишь общественное мнение.
Могут ли горожане сами решать, какие из объектов в среде должны остаться, а какие исчезнуть? Пока точного ответа на этот вопрос нет, главные архитекторы городов, историки, эксперты утверждают, что это должны решать профессионалы в этой области. Но градозащитниками как правило становятся именно активные горожане, не имеющие профессионального образования в области архитектуры или строительства, но любящие свой город. Архитекторы и историки в свою очередь проявляют очень мало рвения к сохранению объектов культурного наследия, видя возможности для заработка в новом строительстве и расширении. Подобная дискуссия началась давно, в частности, о ней подробно повествуется в книге Джейн Джейкобс «Смерть больших городов», в которой автор описывает свой опыт борьбы за любимый дом, за свой квартал и свою общину. Неукротимому реформатору Нью-Йорка Роберту Мозесу пришлось уступить этой активной журналистке, она смогла перевернуть все привычные представления о процессе проектирования и праве горожан на свой город.
В это связи утрата городских объектов связана со многими вопросами, в т. ч.:
- имеет ли значение мнение общества о строящемся здании или сносимом здании;
- как общество может противостоять сносу;
- как долго формализованные или неформализованные объединения могут удерживать свои позиции;
- за что борются горожане, останавливая снос очередного здания.
Рисунок 1. К обдуманному развитию с сохранением наследия призывают сегодня все краеведы, урбанисты и историки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Застройщикам кажется, что градозащитники готовы заморозить любой проект, запретить любое строительство, чтобы сохранить прошлое, но чаще всего истина может быть установлена лишь в диалоге между сторонами.
Снос - это процесс устранения здания, его физического уничтожения.
Сохранение объектов в городской среде
Историй, когда горожанам удавалось сохранить значимый городской объект крайне мало. Часто мы видим несогласие с проводимой политикой, с изменениями, люди боятся ухудшения своих жилищных условий, но у них нет никаких инструментов, чтобы этому противостоять. Даже право на собственность, которое в эпоху капитализма должно быть одним из самых незыблемых, нарушается по воле случая. Если в планах администрации значится застройка участка многоэтажными домами, то частный сектор, который располагается на этой территории, будет снесен. Людям предложат компенсацию, квартиры в строящемся доме, но их собственность, в которую могли быть вложены миллионы, - лишь препятствие на пути к реализации более глобальных важных по мнению руководства города целей.
Здания обречены на снос еще в момент строительства, они не вечны, и никто и не стремится их создавать на века.
У каждого предприятия есть отчисления на амортизацию, предприятие откладывает средства на покупку нового оборудования взамен старого и на строительство новых зданий взамен старых. И ценность, значимость, история здесь не причем, балом правит экономика и строгий подсчет вложений.
Сохранение объекта в городской среде сегодня возможно только при условии включения в реестр объектов культурного наследия, основанием для этого являются следующие аспекты:
- в этом здании работал или жил видный деятель науки, искусства и т. д.;
- само здание является уникальным образцом эпохи;
- здание является частью архитектурного ансамбля;
- здание построено известным архитектором или в его отделке принимали участие известные декораторы.
В остальных случаях объекты признаются не обладающими признаками объекта культурного наследия, а значит не имеют права на вечную жизнь.