Развитие стиля
Барокко – это архитектурный стиль, распространенный в Европе и Америке и охватывающий весьма значительный временной период (около 100 – 150 лет).
После смерти Петра I строительство в Санкт-Петербурге и за его пределами заметно сокращается. Архитектура второй половины 20-х, а также всего последующего десятилетия XVIII века стилистически следовала приемам прошлых времен. Однако, в ней стали появляться и некоторые новые особенности. Прежде всего незначительно усилилось декоративное начало (в том числе и в оформлении интерьеров). В этот период работали такие известные зодчие, как:
- М. Земцов;
- И. Коробов;
- П. Еропкин.
Середина XVIII века в России – расцвет дворянско-крепостнического строя. Вместе с тем, данный период характеризовался подъемом отечественной культуры после засилья иностранцев. Это была эпоха Ломоносова и многих других его славных современников, эпоха больших достижений в культуре, в частности – в искусстве и архитектуре.
Рисунок 1. Зимний дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 40-50-х годах XVIII века в Санкт-Петербурге работали выдающиеся архитекторы того времени – Растрелли, С. Чевакинский, Д. Ухтомский и другие. В этот период возводились монументальные здания – дворцы, дворянские резиденции, соборы и другие религиозные сооружения. Их строительство служило целью укрепления престижа императорской власти, а вместе с тем – и дворянской власти.
На фоне одноэтажных и двухэтажных жилых домов в Санкт-Петербурге начинают возникать огромные величественные соборы и дворцы. Ранее спланированные парки обогащались дворцовыми постройками или малыми архитектурными формами. Дворцы середины XVIII века были чрезвычайно богато и пышно оформлены в том стиле, который следует называть русским барокко. В этот период стиль достиг своей кульминации.
Надо сказать, что русское барокко обладало несколькими национальными особенностями. Общие принципы построения композиции имели много общего с иностранными, однако, в них было много и своеобразного, самобытного. Специалисты видят причину этого следующим образом: западноевропейское барокко, на котором основывало российское, складывалось на иной почве, оно возникло путем дальнейшего развития архитектуры Ренессанса. В России же процесс протекал иначе, поскольку истоки барокко здесь уходили в узорочье второй половины XVII века. Как уже отмечалось выше, русское барокко достигло апогея в середине XVIII столетия, когда в Европе стиль уже угасал, а в моду входил классицизм.
Русское барокко отличалось от западного структурной ясностью форм и простотой сооружений в плане. Здесь конструктивная основа тесно была связана с декорирующими её элементами. Еще одной отличительной особенностью российского барокко можно назвать мажорный характер архитектуры, широкое использование ярких цветов при отделке фасадов (применялось также золочение).
Интерьеры этого периода – это длинные дворцовые анфилады, большие парадные залы. Все компоненты помещений – это лепка, золотая резьба, колебание свечей и обилие зеркал. Все это придавало внутреннему пространству исключительную парадность и блеск. Такой эстетический результат активно поддерживался изделиями прикладного искусства, такими как ткани, стекло или фарфор.
В середине XVIII века широкое развитие приобретает садово-парковый дизайн. В это время еще продолжает наблюдаться тесная связь с парками петровской эпохи. Расширяемые или вновь создаваемые парки в большинстве своем следовали регулярной планировке и геометрической системе: создавались прямые аллеи или площадки правильной формы в плане. Активно применялась стрижка крон деревьев по «версальской системе». В середине 60-х годов XVIII века в русской архитектуре начинается перелом: барокко начинает отходить. Аналогично развитию архитектуре на Западе, в России вступает в моду классицизм.
Образцы зрелого барокко
Размах дворцового строительства в середине XVIII века в Санкт-Петербурге и его окрестностях вряд ли имел себе аналогии в истории других стран. Всего за два десятилетия, с начала 1740-х по начало 1760-х, было построено несколько десятков дворцов, усадеб и соборов.
Высокое барокко сложилось здесь как результат европейского опыта и некоторых национальных традиций. В большей мере влияние стиля рококо отразилось на отделке интерьеров. Созданные в Санкт-Петербурге здания Смольного монастыря и Зимнего дворца (архитектор – Растрелли) специалисты называют вершиной и эталоном высокого барокко в России. Им свойственны торжественная монументальность, мощная экспрессия и пластичность деталей. Многочисленные выступы и группы колонн усиливают здесь впечатление подвижности объемов. При помощи яркой окраски архитектор подчеркнул четкую прямолинейность осей и очертаний. Обращение к русским традициям выразилось в возвращении к пятиглавым храмам (это произошло по указанию Елизаветы). Первым данный тип возродил П. А. Трезини. Близость к старинным русским религиозным сооружениям видна в Никольском соборе – творении талантливого зодчего С.И. Чевакинского.
Среди архитектурных памятников эпохи высокого барокко следует выделить:
- Аничков дворец (1741 – 1754), архитектор – М.Г. Земцов;
- Фонтанный дом (1740-е гг.), архитектор – Г.Д. Дмитриев;
- Смольный монастырь (1748 – 1764 гг.), архитектор – Ф.Б. Растрелли;
- Зимний дворец (1754 – 1762), архитектор – Ф.Б Растрелли.
Со смертью Елизаветы в 1761 году стиль барокко начал угасать. Поскольку в Европе в это время господствовал классицизм, закат барокко был довольно быстрым.