Национальная архитектура
Архитектурный облик зданий менялся со сменой исторических эпох, однако, параллельно с общеевропейской тенденцией развития строительства развивалась и национальная архитектура каждой страны.
Человек всегда стремился создать для себя комфортную среду обитания, материальные и пространственные условия жизни в соответствии со своими эстетическими взглядами, духовной культурой и общественными идеями. Как правило, простое нагромождение строительных конструкций, построенных для конкретных целей, но не подчиненных единому стилю, во все времена воспринималось как хаотичный набор строительных материалов. Стремление человека к прекрасному побуждало его создавать организованные и красивые строительные объекты, которые эстетически формировали окружающее пространство. Так и зародилась архитектура, которая начала совершенствоваться, модернизироваться и развиваться вместе с развитием человека. Помимо прочего постоянно появлялись новые средства для формирования оптимальной объемно-пространственной структуры сооружений:
- пропорции;
- масштаб;
- архитектурная композиция;
- цвет и т.д.
Архитектурный стиль обычно выражает общественные идеи, в этой связи он неизбежно подвергается изменением со сменой исторических эпох. Являясь отражением духовной культуры, архитектура формировалась под воздействием стиля мышления людей, их национальных особенностей, окружающей среды, а также религиозных предпочтений.
Архитектурный облик здания не только выполняет жизненные и социальные функции, он символически отражает определенную культурную и политическую эпоху. В этой связи памятники архитектуры, сохранившиеся до наших дней, можно сравнивать с сосудами, хранящими энергию времени.
Надо сказать, что не только смена общественного строя влияла на появление того или иного архитектурного направления. Научно-технический прогресс в строительной отрасли давал человечеству все больше возможностей для выражения своих духовных идей. С появлением какой-либо новой технологии непременно появляется новый облик здания, храма, частного дома. Нередко новый архитектурный стиль полностью отрицает предыдущий с его старыми правилами и методами. В этом случае новый стиль порождает новые формы, никогда не существовавшие ранее. Однако, чаще развитие происходило на основе старых стилей, или с участием их отдельных признаков.
Параллельно с развитием и сменой мировых архитектурных стилей, таких как готика, возрождение, барокко, классицизм и т.д.) развиваются и национальные архитектурные направления, создавая самобытные архитектурные формы. На развитие национальной составляющей влияют территориальные, религиозные и государственные факторы. Во многом национальная архитектура связана и с повседневной жизнью простого народа. Формы и некоторые черты зданий отражают особенности каждой нации. Например, плавные линии в архитектурных формах сооружений характерны для жителей пустыни и бескрайних песков, а острые углы и четкие линии – для прагматичных европейцев, влияние повышенной религиозности народа ярко прослеживается в архитектуре Китая, Индии и Японии.
Национальная архитектура Китая
Восприятие космоса в традиционной китайской культуре не могло не отразиться на формировании национальной архитектуры и искусства.
Традиционный китайский город по своему устройству напоминает структуру космогонического мироздания.
Мировоззрение китайцев существенно отличается от европейского. Примечательно, что последовательного развития архитектуры и смены художественных направлений и стилей в Китае не было. Само понятие истории в Китае не имеет признаков «длительности», а искусство – признаков эволюции. Художественные направления и архитектурные стили Китая не следуют один за другим, а различные архитектурные школы классифицируются не по различиям творческих методов, а в соответствии с техническими приемами и материалами.
Рисунок 1. Архитектура Китая. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В китайском искусстве отражается не жизнь, а ее продолжение в движениях кисти и мазках туши. На данной особенности основывается «самотипизация» китайского искусства, предметом которого является жизнь природы.
Национальная архитектура США
Европейские культурные традиции по понятным причинам перекочевали в США. В качестве примеров можно привести многие старые здания Америки. Их строительство сильно зависело от территориальных особенностей и имеющихся строительных материалов. Наиболее распространенными материалами для возведения сооружений в Новой Англии, как правило, была древесина и кирпич. Надо сказать, что эта тенденция наблюдалась на протяжении нескольких веков. В конце XIX века архитектура США начала претерпевать значительные изменения, которые поначалу воспринимались общественностью как довольно странные и безобразные.
Рисунок 2. Небоскребы США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В эти времена динамика техногенного развития диктовала развитие архитектурных форм в США. Однако, некоторые прежние материалы не позволяли строить высотные сооружения. После достижения конструкцией десяти – двенадцати этажей, исчерпывалась несущая способность кирпичной кладки нижних ярусов. В данной ситуации проблема была решена при помощи металлических каркасов (несущей структурой является металл), а большую часть стеновой поверхности занимали стекла для лучшего естественного освещения. Так появилась новейшая технология строительства XX века, которая последовательно трансформировалась в архитектуру небоскребов США. Данный метод позволил проектировать конструкции самых разнообразных форм и размеров на основе сварного металла. Однако, прежде чем новейшие технологии модернизировали внешний вид сооружений и навсегда изменили представления людей об архитектуре, строительная отрасль в США прошла непростой эволюционный путь.