Сущность интернационального стиля
Интернациональный стиль – это одно из ведущих направлений в архитектуре и дизайне 1930 – 1960-х годов. Основные принципы интернациональный стиль заимствовал из модернизма.
Инициаторами стиля по сути являлись архитекторы, использовавшие принципы функционализма. Среди них:
- Ле Корбюзье;
- Мис ван дер Роз;
- Фрэнк Ллойд Райт;
- Вальтер Гропиус.
Термин «интернациональный стиль» был впервые произнесен на выставке архитектурных достижений в Нью-Йорке в 1932 году. Тогда же были определены несколько основных принципов современной архитектуры:
- создание пространства и объема, а не массы, как было ранее;
- преобладание баланса объемов, а не их симметрии;
- полное исключение классических элементов декора.
Сам по себе интернациональный стиль неоднозначен. Его единство и цельность обманчивы. Некоторые формальные черты стиля в разных странах реализовывались по-разному. Вопреки расхожему мнению, интернациональный стиль никогда не был единым явлением. Тем не менее, такая архитектура имеет ряд общих принципов: использование современных материалов, современные конструкции, каркасная структура зданий, свободная планировка и пр.
Рисунок 1. Дом Центросоюза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проблема интернационального стиля заключается в том, что до сих пор непонятно, к какому типу сооружений следует относить этот термин. В настоящее время интернациональный стиль – это и ключевые памятники XX века, и серийная архитектурная продукция современности.
Эстетика интернационального стиля изначально требовала отказа от национальных и культурных особенностей архитектуры. От них следовало отказаться в пользу прямых линий и простых объемов, гладких поверхностей и чистых геометрических форм. Самым перспективным строительным материалом интернационального стиля оказался железобетон. Следует заметить, что данный архитектурный стиль никогда не скрывал своего утилитарного предназначения, а также желания сэкономить на «архитектурных излишествах».
Появление стиля
В начале 30-х годов XX века имя Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные государственные заказы. Одним из первых заказов был Дом Армии спасения в Париже (1931). В этом проекте Ле Корбюзье применил совершенно новый подход к применению декоративных средств.
В середине 30-х годов в творчестве Ле Корбюзье начался новый этап, связанный с использованием пластических форм и пространственных элементов. При разработке проекта административного здания в Алжире в 1933 году Ле Корбюзье изобрел собственную систему солнцезащитных выступов (консолей), которые при надлежащем освещении придавали зданию пространственную глубину. Данная система позволила архитектору исключить из своих проектов черты аскетизма и окончательно отойти от концепции «дома-коробки».
В 1928 году Ле Корбюзье участвовал в архитектурном конкурсе на строительство здания Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве, которое впоследствии было построено по его проекту. Дом Центросоюза по сути являлся первым в Европе современным примером делового здания. Возведение осуществлялось под надзором архитектора Николая Колли.
В связи с продолжавшимися строительными работами Ле Корбьюзье неоднократно приходилось приезжать в Москву – в 1928 и 1929 гг. Он встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном и был восхищен творческой атмосферой, царившей тогда в стране. Архитектор участвовал в архитектурном конкурсе на здание Дворца Советов в Москве (1931), где отличился чрезвычайно смелым и новаторским проектом.
Помимо прочего, своеобразным архитектурным открытием был Швейцарский павильон в Париже, построенный в 1930 – 1932 гг. Здание задумывалось как общежитие для швейцарских студентов и располагалось на территории Интернационального студенческого городка. Оригинальность здания заключалась в новизне композиции. Наиболее неожиданным моментом здесь были открытые опоры – колонны 1-го этажа. Они имели необычную форму и были эффектно смещены к продольной оси здания. Сразу после окончания возведения Швейцарский павильон привлек внимание прессы и заставил говорить о себе. В послевоенные годы Ле Корбюзье создал большую роспись на стене библиотечного холла в абстрактно-символическом стиле. Здание студенческого общежития считается одним из самых изящных произведений архитектора.
В 1936 году Ле Корбюзье принял участие в разработке проекта здания Министерства просвещения и образования в Рио-де-Жанейро. По его замыслу высотный блок здания должен был иметь стеклянный фасад, а также наружные солнцезащитные «жалюзи». Такое решение на тот момент не имело аналогов в мире.
Известно, что Ле-Корбюзье развивал идею создания города башен. В его представлении центр данного поселения был образован группой башен, в плане составляющих крест. В башнях должны были размещаться различные конторы и административные учреждения. К западу от центра города был размещен парк, к востоку – промышленный район. Жилые кварталы окружали центральную часть города и парковую зону. В центре города пересекались ключевые магистрали, приподнятые над уровнем земли на высоту до 5 метров. Улицы сверху задумывалось отдать под нужды пешеходов, грузовой и крупногабаритный транспорт должен был двигаться внизу. Таким образом, планировалось разделить весь город на два яруса, а промышленный район отделить от жилого «зеленой» зоной.
К такому пониманию архитектуры Ле Корбюзье пришел через увлечение живописью в стиле кубизма. В такой технике архитектор усматривал дух времени. Именно в ней он искал основы для обновления архитектуры.