Иван Коробов
Точная дата рождения Ивана Коробова не сохранилась в истории, предположительно он родился в 1700 году, в Переяславле-Залесском в дворянской семье. Высокий статус семьи позволил ему получить образование в Санкт-Петербургской Морской академии. Также Иван известен как один из первых выпускников, получивших право на пенсионную поездку за границу. Согласно указу Петра Первого от 1724 года его отправляют в Голландию - сначала в Амстердам, затем Антверпен. Эта страна нравилась самому государю, и он видел больше пользы в том, чтобы Иван обучался архитектуре Голландии, имеющей схожие климатические условия с Санкт-Петербургом. В Голландии он поступает на обучение к Питеру ван Баурсшейту Старшему, а в Российскую империю вернется лишь спустя 3 года, в 1727 году, после смерти Петра Первого.
Чтобы получить должность архитектора Коробов сдает экзамен и по протекции Меншикова получает должность в Канцелярии. В течение пятнадцати лет Иван Коробов служит в должности архитектора Адмиралтейского ведомства, он принимает участие в строительстве второго каменного здания Адмиралтейства и также занимается отделкой кораблей. До 1734 года Коробов работает под руководством Трезини, самостоятельно выполнять проекты он начинает в 1734 году.
Иван Коробов являлся членов Комиссии о Санкт-петербургском строении, которую возглавлял П. Еропкин. Это учреждение занималось вопросами застройки и планировки столицы и других населенных пунктов, это учреждение определяло границы и первоначально находилось введении Сената. После пожара 1736 года П. Еропкин возглавлял разработку нового плана Петербурга, который прозвали «Петербургский трезубец», благодаря ему столица получала четкую и удобную структуру.
В Москве Коробов оказался после прихода к власти Елизаветы Петровны, он получил должность архитектора Губернской канцелярии и готовил к коронации триумфальные ворота, а также занимался реставрацией стен Московского Кремля. На месте Коробова в Санкт-Петербурге остался его ученик, Савва Чевакинский, продолживший все проекты своего учителя.
Учениками Коробова были:
- Дмитрий Ухтомский;
- Савва Чевакинский;
- Александр Кокоринов.
Рисунок 1. Иван Коробов и его проекты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Его последними проектами стали реконструкция пострадавшего от пожара здания контор Берг и Мануфактур коллегий и нижегородская Макариевская ярмарка. На этом этапе помощь в работе ему оказывает Кокоринов, так как Коробов стремительно теряет зрение. Умер он после продолжительной болезни в 1747 году в Москве.
Творчество Ивана Коробова
Коробов в начале своего творческого пути разрабатывал проект новой площади и церкви для Кронштадта, для рабочих Адмиралтейства он построил деревянную церковь в честь Вознесения Господня. Одной из самых важных его работ является реконструкция Адмиралтейства. В рамках реконструкции мазанковые здания были заменены каменными, он перестроил старую ветхую деревянную башню заменив ее каменной с набатным колоколом и шпилем. Высота новой башни составила 72 метра. Ивану Коробову удалось повторить простой облик других построек Адмиралтейства, органично вписав новую башню в существующую застройку.
После того как в опалу попал князь Юрий Долгорукий, Коробов занимается приспособлением его дома под нужды Морской Академии, руководит строительством северного флигеля Морского госпиталя на Выборгской стороне. Коробов разрабатывает проект Морского полкового двора и госпиталя на одну тысячу коек в Ораниенбауме, но он не был реализован. Затем Коробов, Земцов, Еропкин и Селезнев занимаются реконструкцией большого Меншиковского дворца в морской госпиталь.
До наших дней сохранилась лишь часть работ Коробова, к которым относятся:
- шпиль Адмиралтейской башни;
- церковь Святого Пантелеймона в Петербурге;
- Богословская церковь, Кронштадт;
- Новоадмиралтейский канал вдоль границы Новой Голландии.
Триумфальные ворота, построенные к коронации Елизаветы Петровны сгорели в 1752 году,
Многие постройки Короба были выпилены из дерева и имели утилитарное значение, поэтому не сохранились до наших дней.
Облик Санкт-Петербурга создавался тысячами талантливых мастеров, каждый из которых внес свой вклад в его архитектуру.