Французская архитектура занимает видное место среди многих достижений этой страны.
Классическая архитектура впервые появилась на юге Франции во время римских завоеваний.
Наиболее типичные здания $18$-го и $19$-го века были театры. Многие из них были построены в этот период не только во Франции, но и по всей Европе.
Архитектура Франции начала $19$ - го века
Архитектура Франции данного времени (так называемый стиль империи - «ампир») представляла собой новую страницу в развитии классицистической архитектуры.
Эта разновидность позднего классицизма возникла во Франции в период с $1800$ по $1815$ гг., которая проявляется в моде, архитектуре, живописи и декоративно - прикладном искусстве во время правления Наполеона.
Стиль непосредственно связан с военной диктатурой и личными амбициями Наполеона.
Империя Наполеона стремилась достичь величия Рима. Соответственно, архитекторы были вынуждены окружить императора блеском и великолепием, который присущ именно Риму.
Создателями стиля ампир были французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа.
В архитектуре здания были оформлены в основном с использованием рельефных украшений, в которых доминируют военные доспехи, мечи, лавровые венки. В этот период строится и Триумфальная арка в Париже в честь Наполеона и его побед. Характеристики ампира это строгая симметрия, монументальность и чрезмерная декоративность в сочетании с тяжестью архитектурных форм. Художники не были удовлетворены ограничением их творческой свободы и искали новые средства выражения своих мыслей, также устраивали бунты против классицизма.
Стиль также широко использовался в царской России, где он был использован для того, чтобы отпраздновать победу над Наполеоном. Отражение этого стиля было найдено в таких мемориальных структурах как здание Главного штаба, Казанском соборе, Александровской колонне, и Нарвских триумфальных ворот.
Стиль выжил в Италии дольше, чем в большинстве стран Европы, отчасти из-за его имперских римских ассоциаций, и отчасти потому, что он был возрожден как национальный архитектурный стиль после объединения Италии в $1870$ г.
Архитектура Франции середины и конца $19$ - го века
Середина и конец $19 $века определен нарастанием демократического и пролетарского движения во Франции.
В этот период во Франции появляется стиль Наполеона $III$ или стиль второй Империи с $1848$ – $1870$ гг. Экономика Франции начала стремительно расти при его правлении и это привело к огромным изменениям в архитектуре и градостроительстве.
Парижскую оперу, Оперу Гарнье, можно считать вершиной стиля Наполеона $III$.
Стиль характеризуется высокими фасадами, мансардными крышами. Здания богато украшены, но с четко определенными очертаниями. Всегда использовали исключительное качество материалов, с большим количеством мебели и тканей. В комнатах появился камин, зеркало, канделябр, бра и люстра.
Это был период огромных инноваций: новые машины позволили очень тонко и точно вырезать шпон. В общем, стиль Наполеона $III$ характеризовался обильными формами, обилием декоративных мотивов, и натурализмом в представлении человеческих фигур - таких, как те, которые создавались Карпо, это известный французский скульптор, который создал танцевальную фигуру в Парижском оперном доме.
Объем инвестиций в недвижимость многоквартирных домов изменил городскую архитектуру и позволил архитекторам и декораторам свободно выражать свое воображение на радость буржуазного общества. Многие дома стали украшать парные колонны. Париж предстал перед жителями, как город с многоэтажными домами.