Эклектика
Один из любимых многими студентами стиль называется эклектика. Любим он за причудливость, иносказательность, шутливость и интеллектуальность. Эклектику отличает применение в одном объекте различных форм, то есть смешение стилей. В России в течение долгого периода эклектика и историзм были синонимами, и сегодня продолжают использоваться оба понятия. Но историзм в большей мере относится к ностальгии по определенному образцу и стилю, он не предполагает смешения.
Как и другие стили, эклектика распространилась на все виды искусства. Этот стиль долгое время критиковался за отсутствие целостности и самостоятельности, он не привнес нового в инструментарий архитекторов и лишь вернул нас к давно забытому старому.
Эклектика появляется в периоды межстилья, когда один стиль себя изживает, и зодчие начинают искать возможности для нововведений. Так развитие эклектики в 30-х годах 19 века было связано с кризисом классицизма. В этом, по мнению многих ученых псевдостиле, были оформлены многие культовые и зрелищные здания, доходные дома, транспортные сооружения, церкви.
Эклектика предлагала свободу, отсутствие ограничений и огромные возможности по смешению элементов, так элементы готики могли соседствовать с барокко или романским стилем.
В разных странах представителями эклектики были:
- Чарьз Бэрри в Англии;
- Ричард Моррис Хант и Ренгри Гобсон Ричардсон в США;
- Жозеф Пулат в Бельгии;
- Габриэль Давю, Шарль Гарнье и Поль Абади во Франции;
- Питер Кейперс в Нидерландах.
По другой версии, выдвинутой Е. Кириченко эклектика была родоначальницей историзма, а сам историзм это один из этапов ее развития.
В большинстве работ эклектика рассматривается как сложный многосоставной стиль, который применялся для различных типов зданий и сооружений.
архитектуре представляет собой смешение нескольких стилей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Эклектика в архитектуре представляет собой смешение нескольких стилей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эклектика и стилизаторство в архитектуре Европы и США второй половины 19 века
Все технологии строительной отрасли, которыми мы активно пользуемся сегодня, родились на рубеже 19 и 20 века, в результате промышленного переворота. Новые материалы позволяли строить больше, выше, дешевле, быстрее и качественнее. Перемены в архитектуре конца 19 века связаны с новыми возможностями большепролетных конструкций. В сфере градостроительства также произошли важные изменения, промышленные гиганты ищут удобные места для размещения, внедряясь в городскую структуру. Все это в свою очередь вызвало кризис городского типа поселения, жители стремились перебраться в пригород из перенаселенного центра, границы городов стали стремительно расширяться. На этом фоне идея города-сада, предложенная Э. Говардом казалась спасением, она совмещала все достоинства жизни за городом и работы в городе. Но на практике идея города-сада провалилась, доказав свою несостоятельность . Радикальные перемены не могли обойти стороной и стили, в поисках нового языка был сформирован историзм постклассицистического времени или эклектика.
Назовем несколько характерных примеров:
- Большая опера в Париже, архитектор Ш. Гарнье (французский классицизм, неоренессанс);
- храм Сакре-Кер в Париже, архитектор П. Аба-ди (готика, романтизм, византийский стиль);
- Рейхстаг в Берлине, архитектор П. Валлюта (классика, стилизаторство).
Под стилизаторством в архитектуре понимается копирование какого-то определенного стиля. В зодчестве США и Западной Европы стилизаторство шло двумя путями, через обращение к средневековью и через обращение к классике. Одним из ярких примеров стилизаторства является здание Парламента в Лондоне. Оно выполнено в стиле неоготика архитекторами Ч. Барри и О. Пьюджином.
В США большее распространение получил неогреческий стиль, который отразился в архитектуре зданий Публичной библиотеки Бостона и вокзала в Нью-Йорке.
Эклектика подарила миру множество уникальных и неповторимых объектов, которые полный тайн и загадок, они интересны своим наполнением, своими решениями, они как будто напоминают о чем-то знакомом, но рассказывают об этом в новой интерпретации.