Сущность понятия «циклизм»
Вопрос неизменности или изменчивости в научной картине мира является весьма актуальным. Еще древние люди задавались вопросом – все вокруг меняется или все неизменно и полагали, что, скорее всего, все находится в состоянии движения и изменения.
Однако движение может быть восходящим, когда все изменения идут от низшего к высшему, к более совершенному, или же нисходящим – от совершенного к низшему.
Движение от низшего к высшему – есть прогресс, а обратное движение – регресс, т. е. движение назад. Однако есть еще один вариант движения, когда все происходит по кругу и проходит одни и те же этапы и пункты.
Движения и изменения, происходящие по кругу, получили название циклизм.
Древние философы считали, что мироздание – это грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. «Все течет и ничто не останавливается» - утверждал Гераклит. Движение является единственным способом существования мира, потому что «дорога туда и обратно – одна и та же».
Мироздание, считал Гераклит, это вечное движение, которое происходит по круговой траектории и больше никак. По мнению Гераклита Космос для всего существующего один и тот же, его никто не создавал, ни боги, ни люди. Космос всегда был и будет вечно живым огнем, который то затухает, то воспламеняется.
По представлениям философа мироздание периодически возникает из огня и через какой-то период времени погибает в этом огне, чтобы снова появиться.
По утверждениям Демокрита, мир состоит из атомов и через какое-то время распадается, чтобы затем снова из них появиться. Действительно в постоянном движении и изменении все идет по кругу, все повторяется – на смену ночи приходит день, Земля движется с запада на восток, навстречу солнцу, последовательно происходит смена лунных фаз, от тоненького серпика до полного светила.
Из семян к летнему солнцу тянутся молодые побеги, которые на исходе лета дают новые семена, чтобы опять стать побегами. Ежегодно появляются и опадают листья.
Жизнь человека в этом круговороте не является исключением. На смену каждому поколению людей приходит новое молодое, чтобы повторить путь своих предков. Возможно, такое вечное круговращение и есть главный принцип мироздания, основная черта всего существующего.
Концепции циклизма
Творцом первой концепции циклического развития был арабский мыслитель Ибн Халдун, главный труд которого называется «Большая история». Полное название его работы звучит по-другому – «Книга поучительных примеров или диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров».
Однако не само это произведение принесло славу Ибн Халдуну, а введение к нему, которое можно назвать самостоятельной работой. Введение или «Мукаддима» было написано в 1375-1378 гг., в нем автор изложил свои взгляды на историю человеческого общества.
Халдун считал, что кочевая, сельская форма жизни людей исторически была первой. Условия существования были очень суровые, поэтому люди имели строгие нравы и держались друг за друга. Причина появления царской власти и городов кроется в подчинении одних племен другими.
В результате возникает вторая форма человеческой жизни – городская. С развитием ремесла и торговли появляются роскошь и достаток, в результате чего портятся нравы и утрачиваются добродетели. Рост государственных расходов тяжким бременем ложится на простых людей, увеличиваются подати, которых не хватает, и государство чинит в отношении своих подданных насилие и несправедливость.
Простые люди теряют надежду на лучшую жизнь и перестают платить налоги, что приводит к снижению суммы сборов. Результатом является бессилие государства и его упадок.
Халдун выделял пять фаз в развитии государства. На последней фазе правящая царская династия становится старой, с затяжными болезнями, от которых уже не избавиться. Дряхлость настигает династию и при отсутствии внешних врагов.
Гибель государства чаще всего наступает от нашествия кочевых племен, которые вели суровый образ жизни. Таким образом, династия в среднем живет 120 лет.
Стремление к удобному городскому образу жизни было причиной завоевания городов, в результате чего к власти приходила новая царская династия, которая начинала все сначала, за исключением того, что ей не надо было строить город. Через 120 лет эту династию тоже настигала дряхлость и гибель. Это был вечный круговорот.
Каждый новый цикл, правда, начинался на основе, подготовленной его предшественниками.
Идея исторического круговорота в Западной Европе появилась в эпоху Ренессанса в трудах итальянского мыслителя и историка Никколо Макиавелли. Его «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» были написаны в первой половине 1513 г.
Он полностью был согласен с концепцией Полибия, который в своей «Всеобщей истории» описывает 6 форм правления, круговращательно сменяющих друг друга в ходе истории. Макиавелли дает типологию социоисторических организмов по признаку государственного устройства.
Это была первая прямая типология социоисторических организмов. Макиавелли считал, что все государства, обладавшие или обладающие властью над людьми, являются или республиками, или монархиями.
В своей работе «История Флоренции» он уже говорит о циклическом развитии самих государств. Все государства, считал Макиавелли, из состояния упорядоченности переходят к беспорядку, а затем от него идут к новому порядку.
Упадок государства может закончиться его гибелью, как, например, рухнула Римская империя, на развалинах которой появились новые государства.
В тот или иной отрезок истории человечества на вершине развития находились разные цивилизации. Они вершили судьбы мира и двигали человечество вперед.
Александр Македонский и его захватническая политика во многих регионах мира привела к распространению высокоразвитой эллинистической культуры.
Своим Гражданским кодексом Наполеон похоронил архаичные феодальные порядки.
Расцвет цивилизации может быть точкой отсчета нового исторического периода, а гибель может привести за собой «темные» века. Распад, например, Римской империи в 476 г. нашей эры, стал началом Средневековья в Западной Европе.