Устройство театров Древнего Рима
Строительство зрелищных сооружений большого размаха достигло в период империи, поскольку императоры не жалели средств для укрепления своего положения.
Лозунг «Хлеба и зрелищ» успешно проводился не только во внутренней, но и внешней политике. Зрелищные сооружения зависели от характера представлений – древних римлян были театры, одеоны, амфитеатры, цирки.
Наибольший интерес к театрам у римлян наблюдался при Августе. Основная часть театров сооружалась на склонах холмов для передачи на них давления театрона. Главным фасадом этих театров являлась наружная стена сцены.
В тех театрах, которые размещались на равнинах, полукруглый фасад здания иногда был главным. Криптопортики в то время пристраивались к театрам редко, и функции крытых фойе выполняли галереи, которые снаружи обходили полукружие театра.
В тех театрах, которые прислонялись к холму, галереи частично открывались аркадами, которые с холмом не соприкасались и переходили частично в сводчатый коридор. Извне этот коридор ограничивала подпорная стена холма.
Между субствукциями располагались лестницы, по которым публика попадала из одного яруса в другой. Радиально расположенные коридоры выводили ее в зрительный зал.
Внутренняя часть театра состояла из трех ярусов мраморных ступеней, и каждый ярус располагался выше предыдущего. Чтобы зрительские места находились в тени, театрон старались расположить на северной стороне холма. Театр со сценой соединялся галереей, проходившей поверху. Затенение зрительного зала осуществлялось также веларием, который представлял собой огромный яркий тент на канатах и расходился над орхестрой веером от полукольца.
Внешние концы канатов и полукольцо привязывали к стойкам, которые с помощью консолей крепились по верху стен здания. В ряде театров, например, в Кассино, Сепино, на вилле Адриана по центральной оси здания на верхнем ярусе, располагали храмик, который мог выступать за линию фасада.
Кроме обычных входов театры имели третий вход, располагавшийся по бокам от сцены – он прорезал театрон по центральной оси.
Театральные здания имели и другие особенности, например, наличие бассейнов орхестров. Такой бассейн был обнаружен в Большом театре Помпей, глубина которого составляла 1,65 м, а длина 3,9 на 5,9 м. У них была своя задача – использовали их, как правило, для мимических представлений в воде или для разбрызгивания благовоний.
Театральные сцены являлись таким элементом, которые часто подвергались изменениям. Сцена представляла собой узкое здание с квадратными пристройками по концам. Внутри пристроек располагались актерские комнаты и кладовые для хранения реквизита.
Внутренний фасад сцены расчленял ряд ниш и колонн, образуя, таким образом, фон для действия, которое разыгрывалось на приподнятой площадке. Сцену закрывали занавесом и опускали его в специальное углубление перед рампой к началу представления.
Театры в Помпеях
Этот древнеримский город, располагавшийся рядом с Неаполем, в регионе Кампании, 24 августа 70 г. до нашей эры был погребен под слоем вулканического пепла. Помпеи погибли в результате извержения вулкана Везувия.
История этого города на ранних этапах известна мало, а те источники, которые сохранились, говорили о столкновениях между греками и этрусками. Какое-то время Помпеи принадлежали Кумам, а с конца VI в. до нашей эры входили в союз городов во главе с Капуей и находились под влиянием этрусков.
Греки господство в регионе вновь завоевали после разгрома этрусков в 474 г. до нашей эры в Ките, Сиракузах. Под протекторатом Рима Помпеи оказались в 310 г. до нашей эры.
В городе общественные здания располагались в разных его местах в их числе были три театра – круговой амфитеатр, полукруговой большой и полукруговой малый театры. Большой театр, который являлся культурным центром древнеримского города, был построен в III-II вв. до нашей эры.
Рисунок 1. Театр в Помпеях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Зрительские места в нем располагались на природном склоне. Расширение театра произошло во времена Августа, и произвел его архитектор Марк Арторий. Над уровнем земли он создал надстройку, поддерживавшую верхние ряды зрительских сидений.
Перестройка привела к тому, что строение стало культовым. Одновременно его могли посетить 5 тыс. зрителей. На случай непогоды существовали специальные навесы.
Кавеи – нижние ряды, предназначались для знатных жителей города. Над боковыми входами располагались балконы для организаторов представлений и жриц. Позже сцену декорировали статуями, карнизами и колоннами.
В 80 г. до нашей эры был построен крытый Малый театр, предназначавшийся для музыкальных и комедийных театральных представлений. Зрительские места, располагавшиеся ступенями, были сделаны из туфа, а внизу по их краям установлены статуи, поддерживавшие парапет.
Нижние 4 ряда от верхних 17 рядов отделялись высоким парапетом. Малый театр в отличие от обычного театра отличался формой орхестры, напоминавшей полукруг и вмещавшей кресла для почетных граждан города. Театр покрывала четырехскатная черепичная кровля.
Музыкальные представления и комедии одновременно могли посмотреть около 1500 зрителей. Из всех сооружений лучше всего сохранился амфитеатр Помпей. Его строили одновременно с Малым театром, а предназначался он для сражений и кровавых представлений – боев гладиаторов друг с другом и боев гладиаторов с животными.
Исходя из этого, требования к его помещениям были другие, чем к обычным театрам. В своей архитектуре амфитеатр соединял два классических театра. Вокруг круглой сцены располагались зрительские места. Арена амфитеатра опускалась ниже уровня земли.
С двух сторон амфитеатр опирался на крепостные стены города. Его фасад был образован двумя ярусами аркад. На галерею амфитеатра с площади шли четыре лестницы, две из которых были двойные.
Помещения для гладиаторов, животных и охраны, а также кладовые находились над зрительскими местами, здесь же находились проходы на арену и площадь.
Со стороны зрительного зала, на парапете арены сохранились росписи боев гладиаторов. Вместимость амфитеатра составляла 20 тыс. зрителей.
Первые римские театры
Постоянного театра в Риме до середины I в. до нашей эры не было. Сценические игры устраивались перед храмами, на форуме, в Фламиниевом цирке и других местах. Так, например, во Фламиниевом цирке в 200 г. до нашей эры, была поставлена комедия Плавта «Стих».
Рисунок 2. Плавт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Здесь же проводили бои гладиаторов, состязания атлетов, бег колесниц и другие популярные зрелища. Зрители сидели перед сценой на скамейках, по крайней мере, так показывает сохранившаяся настенная живопись.
Изображения на Геракловой вазе Астея дают представление о сценической площадке, где разыгрывались пьесы Плавта, Энния, Невия, Теренция и других драматургов. Из дверей площадки, которые богато украшались, выходили актеры. Из этих же дверей выходила лестница с несколькими ступенями, по этой лестнице на сцену поднимались актеры, которые прибывали в город из других мест.
Иногда в таком театре сооружали окна, верхний этаж и крышу, поскольку это было необходимо для некоторых представлений, например, для комедии Плавта «Амфитрион».
После окончания театральных игр все сооружения сносили. Так была сломана в 179 г. до нашей эры, сценическая площадка, выстроенная близ храма Аполлона. Такая же участь ждала театральное здание, сооруженное в 174 г. до нашей эры.
Популярность греческой культуры в Риме во II в. до нашей эры враждебно воспринималась Сенатом, который не давал разрешения на строительство постоянных театров. Было и такое, что в строившихся театрах запрещалось устраивать места для зрителей.
Более того, в 154 г. до нашей эры Сенат издал постановление, запрещавшее зрителям сидеть в театре, потому что это расценивалось как проявление изнеженности. В этом же году на основании постановления было запрещено сооружение в театре каменных сидений.
Постановление приняли цензоры Валерий Мессала и Кассий Лонгин. Надо сказать, что данный запрет существовал недолго и был отменен Луцием Муммием, получившим триумф за взятие Коринфа.
В честь этого праздника он приказал соорудить места, потому что на празднике ставились драмы.
Существовавшие в I в. до нашей эры деревянные театры стали богато украшать разрисованными панно. Задники сцен изображали картины природы.
До нашего времени дошли руины старейшего римского постоянного Малого театра в Помпеях.