Культ Солнца в Древне Египте
Бог Солнца в древнеегипетских источниках упоминается под именем Ра. Для жителей Древнего Египта это было самое главное божество, так как они воспринимали солнце как могущественный источник жизни. Ведь солнце приносило урожай и обеспечивало пропитание.
Своего расцвета культ солнца достиг расцвета в Гелиополе (в переводе «город солнца»). Около 2600 лет до н.э. там построили храм бога Ра, в его двойной ипостаси Ра-Хорахте.
Со времен правления Джедефры (2566-2558 гг. до н. э.) прямого наследника Хуфу (Хеопса), имя Ра стало появляться в титулатуре фараона.
Царь считался «сыном Ра». Таким образом, правители Древнего Египта хотели подчеркнуть свое божественное происхождение. Гелиополь стал играть еще более важную роль, когда он стал центром поклонения Атуму, создателю Вселенной. Со временем Атуму слился с культом Ра и превратился в Ра-Атума.
Солнцу поклонялись во всех его воплощениях, самыми распространенными из них были солнечный диск (крут), жук-скарабей (Хепри) и баран (Хнум).
Многие божества перенимали солнечное могущество. Так, в период Нового царства Амон и Ра объединились в синкретическом боге Амоне-Ра, владыке всех богов. В потустороннем мире Ра сливался в одно божество с Осирисом.
При Эхнатоне Атон (солнечный диск) был возвеличен до статуса единого бога.
Суточному движению солнца покровительствовали несколько божеств. Так, восход контролировал крылатый скарабей Хепри, Ра-Хорахте следил за полуденным солнцем в его высшей точке, а Атум-Ра символизировал закат солнца. Этих божеств изображали в виде человеческих фигур с головой животного.
Культ Солнца в Древнем Риме
В римской мифологии сложно определить позиции солнечного божества. Бог солнечного диска Соль играл второстепенную роль в римском пантеоне. Но в 277 году император Аврелиан ввел культ Солнца Непобедимого, праздник которого отмечался 25 декабря.
Верховный бог Юпитер олицетворял солнечный свет, двуликий бог Янус выпускал солнце на небосвод, а на ночь запирал его.
Церера считалась богиней плодородия. В ее честь римляне устраивали особые празднества цереалии, во время которых они надевали белые одежды, символ обновления, и плели венки – символы солнца.
Богиня Теллура почиталась как мать всего произрастающего. Она требовала строго соблюдения ритуала, поэтому Ромул создал специальную коллегию арвалов.
Теллуру называют «светлой богиней», что подчеркивает ее связь с солярным культом.
Бог Сатурн, сверженный своим сыном Юпитером, был богом посевов, в его царствование «вечно стояла весна». Его женой была богиня богатой жатвы Опс, имя которой является синонимом понятия «богатство».
С культом плодородия также связана Юнона, супруга Юпитера, посылающая людям хорошие погодные условия и урожаи, а также успех и победы.
Именно в храме Юноны находился монетный двор римского государства, которому она покровительствовала. Под храмом, который был построен совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство.
В начале IV в. император Константин начал чеканить золотую монету – солид (что созвучно с прилагательным «солнечный» - solus), который был основной денежной единицей на территории Западной Римской империи и Франкского королевства.
Культ Солнца у древних славян
Культ Солнца был распространен у славян с древних времен. Древние славяне считали солнце небесным огнем, колесом, от которого зависит жизнь на Земле.
Солнце считалось живым существом. В честь него устраивали праздники, например, Ивана Купала, Коляды и др. У разных племен Солнце называлось по-разному – Дажьбог, Ярило, Купала, Коляда, Троян.
Считалось, что к Солнцу нельзя было стоять спиной, плевать в его сторону, показывать на него пальцем иначе наступит тьма. После захода солнца запрещалось давать что-либо в долг, особенно огонь, чтобы счастье и достаток не покидали дом. Также после захода солнца нельзя было выбрасывать мусор и починать новую ковригу хлеба.
В бронзовом веке в качестве изображения солнца использовались колеса, круги, звезды, свастики. Древним магическим символом солнца был крест, образованный четырьмя лучами. У многих народов, в том числе и у славян, число четыре было магическим, священным (четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны света).
Изначально форма креста имитировала древнейшее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсальной религиозной эмблемой огня, а потом солнца, считавшегося небесным огнем. Солнце, так же, как и огонь, умирает и возрождается в процессе движения по небу.
Еще одним распространенным древним символом огня и солнца была свастика. В качестве солярных эмблем известна прямолинейная и криволинейная свастика. В Древней Руси были распространены оба вида свастики.
Один из самых распространенных солярных символов является колесо. Считалось, что солнце вертится, как бы катится по небу, поэтому возникла ассоциация с огненным колесом.
Купальский огонь был символом солнца. Иногда его даже зажигали с помощью вращения колеса. На Масленицу колесо символизировало возрождающееся после зимней спячки солнце. Его обливали дегтем и поджигали. Тоже происходило и на Ивана Купалу, когда солнце поворачивало на зиму.
Во время праздников, посвященных солнцу, люди катили горящее колесо с холма. Таким образом они подражали движению солнца на небе.