Геркуланум – город, похороненный заживо
Геркуланум – древнеримский город, расположенный на юге Италии. В 79 году н. э. он был разрушен в результате извержения вулкана Везувия. Геркуланум менее известен, чем Помпеи, тоже погребенный под извержением вулкана, но не менее интересен.
Геркуланум хорошо сохранился и таит в себе заманчивые возможности новых находок.
Площадь Геркуланума составляла 12 гектаров, 4,5 га из которых были расчищены археологами. В городе проживало примерно 4 тыс. человек.
Изучение Геркуланума позволит получить бесценную информацию об архитектуре, быте и о населении римских городов.
В настоящее время раскопано только семь городских кварталов.
Во время первых раскопок считалось, что жители Геркуланума покинули город с началом извержения, так как в городе было найдено очень мало останков (32 тела). Но когда в 1980-х годах археологам удалось добраться до строений на древней береговой линии Геркуланума, оказалось, что это не так.
В прибрежных сооружениях (складах или эллингах для хранения лодок) было найдено более 300 жителей Геркуланума, видимо, они ждали спасения с моря, поэтому разместились внутри таких ангаров.
Пытаясь спастись, мужчины, женщины и дети занимали тесные камеры, в каждой из них находилось по 30-40 человек. Здесь их настигли пирокластические волны. По словам исследователей, люди погибли мгновенно. Скорость этих газовых потоков составляла несколько сотен километров в час.
Из-за высокой температуры люди сварились заживо. Исследования костей людей из геркуланских эллингов показали, что их мозг взорвался и спекся под воздействием пирокластов.
В святилище августалов, служивших местом для собраний высших лиц, обнаружили скелет человека, забытого там во время извержения. Возможно, это был какой-то римский государственный деятель, подвергнутый наказанию за проступок, изгнанный из родного города и содержавшийся под стражей жрецов-августалов.
Находки в Геркулануме
За годы раскопок Геркуланума ученые получили огромное количество информации об этом античном городе.
Археологи раскопали часть главной улицы в Геркулануме с напластованиями разных эпох. По обеим сторонам улицы стояли дома, лавки. Отмечается, что по главной улице Геркуланума разрешалось только пешеходное движение.
Так же как и Помпеи, Геркуланум разделялся на инсулы пересекающимися под прямым углом улицами. В городе были театр, термы, палестра и храмы, термополии (заведения древнеримского общепита).
Между культовым участком, где располагались святилища, и пригородными термами находилась прямоугольная площадь-терраса.
В базилике Геркуланума археологи обнаружили фреску «Нахождение Телефа» (70 год н. э.). Это один из трех шедевров античной фресковой живописи.
Фреска «Нахождение Телефа»
Рисунок 1. Фреска «Нахождение Телефа». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На фреске изображен обнаженный Геракл (Геркулес), признающий собственного сына, нимфа Аркадия и Телеф.
В греческой мифологии Телеф был сыном Геракла и Авги.
По легенде, Авга из страха перед своим отцом решила спрятать своего сына в святилище девственной богини Афины, но та разгневалась и в качестве наказания наслала на страну чуму. Телефа выбросили на дорогу, ведущую в Аргос, на склоне горы Парфения. Там его выкормила лань, посвященная богине Артемиде.
Авгу хотели утопить, но он нашли спасение в Мизии и там стала женой царя Тевфранта.
По другой легенде, Телефа воспитали пастухи Корифа. От дельфийского оракула она узнал, где находится его мать и пришел в Мизию. Там его усыновил Тевфрант, и Телеф стал его преемником. После смерти Тевфранта Телеф пришел к власти и женился на его дочери Аргионе, а позднее на сестре Приама, Астиохе.
Считается, что Телеф одержал победу над Идасом, который хотел захватить царство Тевфранта. Также он участвовал в играх в Трое над кенотафом Париса, в состязаниях в беге.
Телеф считался национальным героем и родоначальником мизийских жителей, города Пергама и его царей Атталидов.
У входа в базилику находились натуралистичные скульптурные изображения проконсула Марка Нония Бальба и его сына.
Также на фреске изображена нимфа Аркадия.
Композиция фрески построена на сопоставлении фигур. Образы героев выглядят объемно и динамично. Движения фигур наполнены сдержанной грацией. Нимфа Аркадия, облаченная в белые одежды, выглядит задумчивой и величественной. Фреска написана на контрасте светлого и темного цветов.