У этрусков религия тесно переплеталась со светской жизнью. Они искренне верили в то, что судьба предначертана свыше и в непреложность божественной воли.
Этруски считали, что высшее предназначение человека – исполнять волю богов и жить в полном соответствии с нею, поэтому они неукоснительно выполняли все религиозные обряды. По мнению этрусков, боги посылают людям предзнаменования, таким образом, выражая свою волю. А люди должны были уметь интерпретировать эти послания богов.
Гадания
Этруски в Древнем мире были известны трепетным отношением к совершению обрядов. Этруски верили, что обладают знаниями, полученными свыше.
Получив тревожные предзнаменования, этруски консультировались с жрецами. Среди жрецов особый статус имели гаруспики – они занимались гаданием по внутренностям животным, чаще всего для этого использовали печень овцы. За ними шли фулгаторы, гадавшие по грому и молниям, и гадатели по полетам птиц.
Небесный свод этруски делили на 16 секторов. Наблюдатель вставал лицом к югу. Считалось, что восемь частей слева, к востоку, - от доброго бога, а с запада – от злого. Так жрецы определяли благоприятное знамение или нет. Гадатели по полету птиц определяли виды птиц, учитывали их количество, а также направление полета.
Если этрускам нужно было принять важное решение, они обращались к гаруспикам, которые по печени жертвенного животного определяли, какие действия можно совершать, а какие нет.
Гаруспики даже были приближенными римских политических деятелей.
Например, гаруспик Спуринна в мартовские иды 44 г. до н. э., предупреждал Цезаря о том, что над ним нависла угроза, но диктатор не прислушался к его совету.
Боги
В образах богов, которым поклонялись этруски, просматривался эллинский облик, вместе с тем они имели и оригинальные характеристики.
Главным богом у этрусков был Тиния – бог молнии (у греков – Зевс, у римлян – Юпитер). Его женой была Уни (в Греции – Герма, в Риме – Юнона). На некоторых этрусских зеркалах ее изображали кормящей грудью Геркулеса, который был ее сыном.
В троицу главных богов входила Минерва. Культ триад, которым поклонялись в тройных храмах, характерен для Этрурии. По мнению исследователей, такие религиозные концепции зародились еще в доэллинской и анатолийской цивилизациях.
Этруски были мореплавателями, поэтому особенно почитали повелителя морей – бога Нетунса. Его образ схож с образом Посейдона.
Бог войны Марс в этрусском пантеоне почитался под именем Марис. Как и греческий Арес, он был любовником богини Туран (у греков – Афродита).
Также в этрусский пантеон входили Трус (бог, связанный с погребальными ритуалами), Фуфлунс (бог винограда и плюща), Сетланс (бог огня), Вольтумна (бог растительности).
Одним из самых почитаемых богов у этрусков был Геркле (Херкл), в греческой мифологии – Геракл.
Представления о загробной жизни
Этруски верили в то, что посоле смерти человека ждет комфортная загробная жизнь. Это верование отражалось в оформлении гробниц, интерьер которых повторял обстановку жилищ.
Так, жители Черветери на раннем этапе отказались от обряда кремации, однако на закате этрусской веры кремация снова возвращается. Этруски закрывали урны крышками, на которых размещали портреты умерших.
Этруски заботились о том, чтобы умершим было комфортно в загробном мире.
Они возводили роскошные гробницы, напоминавшие земные жилища. В них было все, чтобы могло пригодиться умершему: обстановка (кресла, скамеечки для ног, постели), утварь, кладовые с провизией и вином, а также драгоценности и ювелирные украшения.
Саркофаги создавались со скульптурными изображениями владельцев на крышках.
До нашего времени сохранились фрески, по которым можно получить представление о погребальном обряде этрусков. Торжественный характер живописи говорит о том, что этруски пытались отразить радость жизни, которая не заканчивалась после смерти. Они верили, что и в загробном мире человека ждут привычные удовольствия.
Характер живописи меняется в начале IV веке до н. э. Фрески становятся более мрачными. Это связано с изменениями представлений о смерти. Она уже не была дорогой в бесконечный пир. Смерть представлялась этрускам траурным шествием в безрадостный мир теней.
В живописи того времени часто можно встретить образ Харуна – он перевозил тени через подземную реку Стикс. Его изображали в зелено-синих тонах.
Гробницы этрусков на тысячелетия пережили их земные жилища.