Понятие «in situ» в археологии
Термин in situ (в перевод с лат. — «на месте», в месте нахождения, в естественной среде) относится к археологическому артефакту, который не был перемещен с места раскопок. Иными словами, это неподвижный археологический памятник.
Находящийся на месте памятник имеет решающее значение для интерпретации этого артефакта и, следовательно, культуры, которая его сформировала.
Что такое полевая консервация
Полевая консервация – это комплекс мер, направленных на обеспечение целостности археологических находок сразу после их обнаружения. К ним относятся: расчистка в раскопе, укрепление и стабилизация материала, а также извлечение находок из культурного слоя, их упаковка и транспортировка в стационарную лабораторию.
После того как предмет был извлечен из земли, он может поменять свой визуальный облик, степень изменений будет зависеть от того, как материал будет реагировать на микросреду. Также нужно учитывать, что почти все материалы подвержены разрушению.
Так, находящийся в земле металл подвергается химическому разложению и превращается в минеральные компоненты. Изделия из ткани или дерева под влиянием плесени и микробов подвержены биологическому разрушению.
В почве содержатся различные сочетания органических и химических элементов. Они, так или иначе, взаимодействуют с находящимися в земле археологическими объектами. Так, в результате процессов гниения почва становится оксидной, а оксидная почва меняет любой материал при взаимодействии с ней.
Также необходимо учитывать, что археологизированные предметы лучше сохраняются в сухой, супесчаной, суглинистой или, наоборот, очень влажной почве.
В почвах, богатых гумусом, процессы разрушения идут намного быстрее.
Извлеченные из недр земли предметы постепенно адаптируются к новым условиям, но бывает так, что найденные артефакты полностью разрушаются. Условия сохранности артефакта также зависят от его возраста, устойчивости к процессам разрушения, типа почвы, в которой он лежал.
Далее сохранность артефакта будет зависеть от качества работы археолога-консерватора.
Основным источником по данной теме является статья И. Мартынова, Я.А. Шера «Полевая консервация, анализы, реконструкции».
Методы полевой консервации
Для консервации археологических памятников используются естественные методы (самые простые) и искусственные (более сложные).
Есть три вида консервации:
- при расчистке,
- после извлечения предмета из земли,
- консервация в лабораторных условиях.
Но все виды консервации имеют общую цель – сохранить находки для дальнейшего изучения.
Когда специалисты консервируют расчищенный и извлеченный из культурного слоя артефакт, их цель – не допустить разрушения находки. Для этого нужно соблюдать определенные правила.
Во-первых, находки органического происхождения нельзя оставлять открытыми на солнце и даже на воздухе. Такие артефакты обязательно нужно прикрывать плотной бумагой ил тканью, смоченной водой с глицерином.
Если даже несмотря на эти предосторожности памятник продолжает разрушаться, то его расчистку нужно прекратить, снова засыпать землей и потом использовать искусственные методы консервации.
Подвергшиеся разрушению предметы нужно брать вместе с землей в виде монолита. Обнаженную часть предмета следует пропитать консервирующим раствором, а дальнейшую консервацию проводить в лаборатории.
Такие находки как фрески на стенах античных и средневековых сооружений, сохранившиеся в курганах фрагменты ковров раскапывать без участия реставратора нельзя.
Артефакт органического происхождения (например, кожи, шкуры, ткани) хранят в той среде, в которой он находился до момента обнаружения. Такой предмет нужно защищать от солнца. Предмет органического происхождения сначала обрабатывают мягкой кисточкой или щеткой, после чего на его поверхность наносят закрепляющий раствор. Важно не давать изделию высохнуть. Извлеченные из земли предметы нужно накрыть влажной гигроскопической бумагой и спрыснуть 1%-ным раствором фунгицида или 15%-ным раствором глицерина. Нельзя давать дереву высохнуть, его нужно оставить мокрым, а потом обернуть полиэтиленовой пленкой.
Методы полевой консервации керамических изделий зависят от их физических свойств и декоративного оформления поверхности. Если это плохо обожженная керамика, то она обычно больше подвержена влиянию погодных условий и солей, поэтому более хрупкая, чем качественно обожженная керамика. Более хрупкими являются и изделия, относящиеся к более древним культурам.
Раскопанные керамические изделия нужно промыть, если они лежали во влажной среде, после чего дать им просохнуть в тени или под полиэтиленовой пленкой.
В керамике могут быть нерастворимые соли, которые нужно удалить с помощью химических веществ и растворимых солей.
Стеклянные предметы нужно хранить под каким-нибудь покрытием, чтобы не допустить соприкосновения с воздухом, иначе цвет древнего стекла изменится. Для реставрации стекла в основном используются те же методы, что и для керамических изделий.
Каменные артефакты очень подвержены действию кислот, изменениям температуры и загрязнениям. При обработке таких находок нужно соблюдать определенные правила. С поверхности камня нужно с помощью щетки смести соляные кристаллы, изделие вымыть.
Если камень слоистый, то его нужно поместить с сосуд с дистиллированной водой на день, дать высохнуть и почистить щеткой. Если на поверхности изделия имеются нерастворимые соли, то сначала оно должно быть подвергнуто механической обработке. Если данный метод не дает результата, то можно использовать 2%-ный раствор соляной кислоты, который размягчит соль, после чего ее можно будет удалить механически.
Металлические изделия нужно очистить в полевой лаборатории. Многие древние металлические артефакты находят в состоянии коррозии.
Все изделия из металла должны быть аккуратно очищены от грязи, трогать их без необходимости нельзя.
Полевая лаборатория должна быть в каждой экспедиции, чтобы все находки можно было обработать сразу после извлечения из недр земли.