Понятие и периодизация палеолита
Палеолит является периодом каменного века, который начался с использования гоминидами каменных орудий и длился до появления земледелия. Выделен он был Дж. Лаббоком в 1865 г.
Это самый большой по продолжительности период времени существования человечества. Палеолит совпадает с плиоценом и плейстоценом – самыми большими геологическими эпохами кайнозоя.
Флора и фауна, климат Земли в палеолите в значительной степени отличались от современных. Люди в ту эпоху жили маленькими первобытными сообществами. Оббитые каменные орудия и орудия из кости, кожи, дерева были основными в их деятельности.
Рисунок 1. палеолит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Они еще не умели шлифовать камень и изготавливать глиняную посуду. Основными занятиями была охота и собирательство, а земледелие и скотоводство были им неизвестны. Начинало возникать рыболовство.
Палеолит начался 2,5 млн. лет назад и совпал с появлением древнейших обезьяноподобных людей, архантропов типа олдувайского Homo habilis.
Эволюция гоминид завершается в конце палеолита появлением человека современного вида – Homo sapiens. Древние люди конца палеолита уже создавали первые произведения искусств, у них появились признаки религиозных культов – ритуалы и погребения.
Климатические условия чередовались – было то теплее, то холоднее. Палеолит закончился примерно 12-10 тыс. лет назад – это был переход к мезолиту – промежуток между палеолитом и неолитом.
Палеолит делится на нижний, средний, верхний. Более дробное деление имеет местный характер, потому что археологические культуры приходили на смену друг другу не одновременно.
Нижний палеолит, начавшийся 2,6 млн. лет назад, закончился 150 тыс. лет назад. Homo habilis, жившие в начале периода, существовали за счет природы и мало отличались от дриопитеков. Большим достижением этого периода стал огонь. К данному периоду относятся три культуры – Олдувайская, Аббевиль, Ашель.
Хозяином Земли в среднем палеолите около 1,5 млн. лет оставался Homo erectus, большая часть подвидов которого обитала в Африке и в прилегающих районах Азии и Европы.
Около 200-300 тыс. лет назад здесь появился новый вид человека, у которого объем мозга не уступал мозгу современного человека. Это, прежде всего, были неандертальцы, ранний подвид человека современного. Они создали новую материальную культуру – мустье.
Неандертальцы имели представление о загробной жизни, о чем свидетельствовали их погребения. Вместе с ними появились искусства в виде женских изображений.
Люди современного типа к началу верхнего палеолита ассимилировали неандертальцев или полностью их вытеснили. Их дальнейшее развитие зависело от неравномерности технического и социального прогресса в разных его популяциях, создавших множество материальных культур.
Отдельные археологические культуры условно будут соответствовать разным этническим группам людей.
Периодизация палеолита Брейля
В первой половине XX в. А. Брейль и Д. Пейрони выделили основные хронологические периоды верхнего палеолита. В основу выделения они положили стратиграфию памятников юго-западной Франции, поэтому в классической периодизации в археологии отразились французские термины, которые стали общепринятыми.
Местные географические названия стали нарицательными, например, ориньяк, граветт, солютре и др. К проблемам хронологии палеолитического искусства первым на строго научной основе попытался обратиться А. Брейль. Он опирался на метод стратиграфии в определении отдельных периодов.
Для этого он сравнивал гравированные и рисованные линии на стенах, которые были датированы произведениями малых форм, найденных в тех или иных слоях. Относительную хронологию, считал Брейль, можно определить с помощью наложений фигур – анализ палимпсестов.
Эволюция палеолитического искусства, предложенная Брейлем, основывалась на анализе перекрываний рисунков, которые были обнаружены в пещерах Альтамира, Марсула, Комбарелль, Пэр-нон-Пэр и др.
Верхний палеолит до начала XX в. делился на два периода – солютре и мадлен. Это два поселения – в провинции Саон-де-Луар и в провинции Дордонь соответственно. Данные поселения Ориньяк в Верхней Гаронне дали возможность Брейлю в 1906 г. выделить новый одноименный период.
Позже ориньяк был разделен на три этапа – нижний средний, верхний. Перони Д. продолжил изучение этих культур и сумел доказать, что они представляют собой два больших периода.
В результате он разделил ориньяк на собственно ориньяк и перигор. Схема Брейля на первом этапе предполагала линейную эволюцию с пятью фазами с последовательным их прохождением. Но, пересмотрев свою модель, он предложил новую периодизацию развития палеолитического искусства.
Новая модель состояла из двух циклов – ориньяка и мадлена. Внутри каждого цикла искусство гравировки и росписи переживало свое рождение, развитие, расцвет и упадок.
В 50-е годы названия циклов были им изменены на ориньяко-перигор и солютре-мадлен. В его схеме хорошо видна идея развития от простого к сложному, но, позже будет видно, что это была, в принципе, ошибка, отражавшая тогдашний уровень развития науки.
В своей хронологии Брейль видел как последовательные, так и параллельные линии развития, несмотря на свою приверженность к эволюционизму.
В ряде пещер среди изображений, считавшихся едиными композициями, Брейль отмечал их разновременность и его наблюдения позже подтвердились радиоуглеродными датировками.
Своего значения хронологическая схема Брейля не утратила до настоящего времени.
Зарождение науки о первобытном искусстве
Научная деятельность аббата Анри Брейля, который считается отцом науки о палеолитическом искусстве, совпала с открытием пещер с живописью.
В 1901 и 1902 гг. он принимал участие в открытии пещеры Комбарелль и соответственно пещеры Фон-де-Гом. Это настолько воодушевило Брейля что позже он участвует в открытии всех пещер, где были палеолитические росписи и гравировка.
Он лично сам зарисовывает и описывает изображения. В основных пещерах Франции и Испании, в глубинах которых он в общей сложности проводит 700 дней, им было сделано несколько сот копий изображений.
Все это было сделано в условиях больших трудностей и неудобств. Главная цель аббата заключалась в том, что он старался представить миру великолепные образцы первобытного искусства, уцелевшие в пещерах.
Брейль копировал самые красивые, натуралистичные изображения, обращая внимание на палимпсесты, но, несмотря на это, был убежден, что систематическое использование хороших копий, является основой изучения всего наскального искусства.
Главным результатом его деятельности, считают современные исследователи палеолитического искусства – это разработка методики копирования.
В многолетних исследованиях Брейля значительным достижением является его периодизация изобразительных памятников эпохи палеолита. Перед наукой о первобытном искусстве большая заслуга Брейля состоит в применении и развитии сравнительно-этнографического подхода.
Этот подход впервые был использован для объяснения палеолитических изображений Соломоном Рейнаком.
Сравнительно-этнографический подход Брейль противопоставил сторонникам «искусства для искусства», чтобы обосновать свою точку зрения. Он считал, что произведения художников «эпохи северного оленя» были совсем не бессмысленны, а выражали комплекс ритуально-мифологических представлений.
Таким образом, аббат Брейль в становлении французской школы изучения палеолитического искусства, был ключевой фигурой. Его вклад оказался неоценим даже после его смерти, когда многие его идеи были пересмотрены.
Безусловно, ему на смену пришло новое поколение исследователей и, хотя они отошли от идей и интерпретаций «натурализма» Брейля, все-таки и сегодня считается что его «натуралистический» подход к изображенной фауне своего значения не утратил.