Открытие пещеры Ласко
Пещера Ласко является уникальной достопримечательностью Франции. По сути своей пещера – это промоина, созданная подземными водами, образовавшаяся на левом берегу реки Везер, в известняковом холме.
Осадки во внутрь пещеры не попадали, а сама карстовая вымоина окружена мраморной прослойкой, поэтому пещера довольно сухая. Благодаря этому в ней сохранились рисунки, поскольку мрамор препятствует отложению на стенах кальцита.
О существовании пещеры люди узнали случайно, и произошло это 12 сентября 1940 г. Пещеру обнаружили 4 школьника после прошедшей грозы – молния повалила сосну, ствол которой пробил лаз в пещеру, и ребята увидели узкий пещерный проход.
О своем открытии они поведали учителю, а тот сообщил об этом аббату Анри Брейлю – исследователю истории первобытного общества, который скрывался от немецких оккупантов в Перигорских лесах.
Ученый изучил пещеру, сделал подробное описание наскальных рисунков, установив их подлинность. После некоторого перерыва он, в 1949 г., возвращается во Францию и приступает к детальному исследованию пещеры, в ходе которой были обнаружены и другие наскальные изображения.
Пещера Ласко – это комплекс залов и проходов между ними, которые находятся на разных уровнях. Из «Зала быков» посетители попадают в «осевой проход» и «пассаж». Из «нефа» можно попасть в «кошачий лаз».
На стыке «осевого прохода» и «нефа» находится «апсида», представляющая собой круглый зал из которого можно спуститься в «шахту». Древние художники на протяжении веков наносили на ее стены живописные и гравированные рисунки.
Не одно их поколение сменилось, прежде чем пещера оказалась заброшенной на многие тысячи лет. На первых порах считали, что авторы древних рисунков относились к людям мадленской культуры, которые жили в основном в пещерах и создавали произведения пещерного искусства, которое исполнялось в технике резьбы по кости и камню.
Современные исследователи считают, что рисунки пещеры Ласко относятся к солютрейской более ранней культуре. На основании изучения творческой манеры солютрейцев, которые придумали особые методы обработки кремниевых орудий, ученые сделали этот вывод.
Солютрейцы в этом вопросе достигли небывалого мастерства.
По небольшому количеству орудий, найденных в пещере, ученые предположили, что Ласко была святилищем древних людей, а не местом их проживания.
Власти Франции в условиях военного времени в 1940 г. добились статуса пещеры как исторического памятника, посещение которого разрешили после войны.
В пещеру было проведено электрическое освещение, в 1998 г. здесь появились кондиционеры и массивная бронзовая дверь на входе.
Пещера в 1979 г. вошла в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе со стоянками доисторических людей в долине реки Везер.
Достопримечательности пещеры
Пещера небольшая по размерам и состоит из нескольких галерей. Гравюры и рисунки находятся в основном в верхней части пещеры, но, тем не менее, им угрожает сразу несколько неприятностей. Прежде всего, это углекислый газ, который выделяют посетители при дыхании, испаряющаяся вода, высокая температура и искусственное освещение.
Вторая проблема связана с «зеленой болезнью», появившейся в 1960 г. Те же факторы, вызвавшие первую неприятность, создали условия для распространения на стенах пещеры колоний микроводорослей. Одновременно с этими колониями появилась «белая болезнь», связанная с оседанием на стенах слоя кальцита. Это была большая опасность для уничтожения бесценных рисунков.
В результате этих проблем вход в пещеру в 1963 г. был временно закрыт для туристов, кроме ученых. По распоряжению властей Франции была сделана точная копия части пещеры, которая включала Осевой проход и Зал быков, и пещера вновь была открыта.
Рядом с естественной пещерой была построена бетонная Ласко II, где были воспроизведены наскальные изображения из подлинной Ласко. Ученые создали уникальную климатическую установку, восстанавливающую в некоторой степени прежний атмосферный баланс в пещере.
И новая неприятность – в пещере появились и быстро размножились грибы фузариум солани. Специалистам, одетым в подобие скафандров, приходится удалять их вручную.
Чтобы сохранить уникальный памятник, Министерство культуры Франции учредило Международный исследовательский комитет по пещере.
Пещеру Ласко иногда называют Сикстинской капеллой первобытной живописи, Французской Альтамирой и Доисторическим Версалем.
Схему пещеры с названиями предложил еще Анри Брейль, которыми пользуются и сегодня. Схема была предложена по характеру рисунков – Зал быков, Зал Апсида, Неф и др. Доисторические рисунки и гравюры по тематике разделены на три группы – люди, животные, символы.
Всего их обнаружено и очень подробно описано около 2-х тысяч. Из артефактов были найдены орудия из камня и кости, украшения и светильники.
Из всех «экспозиций» самой яркой является Зал быков. Здесь на стенах изображены лошади, зубры, один медведь и олени. Все рисунки очень большого формата и некоторые из них в длину достигают 5 м. Возможно, что для создания таких рисунков древним художникам приходилось строить леса.
Рисунок 1. Зал быков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изображения оленей, коров, баранов, носорогов есть и в других залах пещеры. Рисунки зверей древних художников в основном в профиль, поэтому необычным выглядит изображение лошади в анфас.
Много изображений довольно загадочных, например, изображение, напоминающее единорога – странного существа с рогом на лбу. Есть геометрические фигуры и зарисовка человека с птичьей головой.
В отношении необычных изображений у ученых есть несколько предположений и, согласно одному из них, Ласко являлась храмом каменного века, а рисунки – это иллюстрации к сказаниям и легендам, правда, о смысле которых человек никогда не узнает.
С открытием пещеры люди многое узнали о жизни предков, но для самой пещеры ее расконсервация не прошла бесследно.
Изучение пещеры Ласко
Возраст пещеры Ласко определялся с помощью радиоуглеродного анализа, который был выполнен У. Либби. В светильниках, которые были обнаружены в «шахте»» пещеры, был найден древесный уголь, при анализе которого применялся метод радиоуглеродного анализа.
Первый результат показал возраст 15,5 тыс. лет до нашей эры, однако этот результат Анри Брейль поставил под сомнение. Он считал, что наскальные изображения пещеры относятся к граветтской культуре.
Результаты дополнительных анализов, проведенных позднее, говорили о принадлежности к мадленской культуре. Второй анализ был сделан тоже на основе древесного угля, который был обнаружен еще и в «пассаже» во время раскопок Андре Глори. Древесный уголь во втором анализе относился к ранней и средней мадленской культуре, т. е. около 17-15 тыс. до нашей эры.
В 1998 г. специалисты провели радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрию фрагмента деревянной палки, обнаруженной в «шахте». Полученная датировка показала 18,6 тыс. до нашей эры, т. е. пещеру посещали в эпоху солютрейской культуры. Можно было бы определить возраст некоторых изображений и рисунков, если бы они были выполнены углем, но таких изображений в пещере не было.
Выполнялись они с помощью окиси марганца. Во время археологических раскопок со стен падали фрагменты красителей, поэтому были обнаружены в разных культурных слоях. С помощью этих фрагментов определили, что некоторая часть изображений была создана в то же время, что и найденные предметы – кремневые орудия, заостренные дротики, светильники с жиром.
Эти предметы являются характерными как для мадленской, так и для солютрейской культур. В результате, на сегодняшний день отсутствует точная датировка накальных изображений пещеры Ласко.
Обнаруженные в пещере красящие вещества были тщательно обследованы, и оказалось, что все они натуральные без всяких примесей. Широкое применение из красителей имели охра, окись марганца, окись железа.
Минерал измельчался, и полученный краситель смешивался с водой или с животным жиром. Техника нанесения красителей напоминала акварельную технику. Кроме нее древние художники использовали гравировку – прорезали в стенах пещеры контуры рисунка и заполняли эти контуры краской.