Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научные школы в археологии

В России археологов начали готовить в начале 60-х гг. Сначала подготовка велась на базе кафедры истории. Так продолжалось до начала 70-х гг. Затем специалистов стали готовить на кафедре всеобщей истории (1971–1992 гг.), с 1992 года подготовкой специалистов по археологии занимается кафедра археологии и этнографии.

Научная школа А. П. Окладникова

У истоков преподавания археологии на гуманитарном факультете Новосибирского Государственного Университета стоял основатель сибирской археологической школы Алексей Павлович Окладников.

Большая часть его работ посвящена исследованию первобытной культуры, а также палеолитическому и неолитическому искусству, древностям Сибири и Дальнего Востока.

Окладников был первым, кто сформировал штат преподавателей по археологии.

В 1962 году по его приглашению в Новосибирск из Читы приехал выпускник государственного университета, кандидат исторических наук, специалист по истории Античности М. И. Рижский.

Позднее к деятельности научной школы были привлечены и другие исследователи, в частности, археолог, исследователь Сибири и Урала Е. М. Берс, а также кандидат исторических наук Р. С. Васильевский, аспирант А. П. Деревянко.

Лекции студентам НГУ читали выдающиеся антропологи и археологи М. М. Герасимов и Г. Ф. Дебец, советские этнографы С. А. Токарев и И. С. Гурвич.

Благодаря трудам Окладникова в 60-е гг. сложилась сибирская археологическая школа. Впоследствии на ее базе сформировалось несколько авторских школ, каждая из которых занималась изучением различных проблем в области археологии, причем охватывающих широкий хронологический, тематический и географический диапазон.

Научная школа Окладникова объединила самых разных специалистов, среди них – исследователи истории, археологии и этнографии Сибири, Дальнего Востока, а также Средней и Центральной Азии, а также последователи и сторонники самого основателя школы.

Особенность школы Окладников – это ее комплексный подход к историческим, археологическим и этнографическим источникам. Специалисты школы совершали широкомасштабные научные экспедиции, охватившие огромные пространства – от восточного побережья Каспия до северо-западной окраины Америки. Полученные в результате экспедиции данные позволили восстановить древнюю историю Северной и Центральной Азии.

«Научные школы в археологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Последователи Окладникова продолжили развивать данное направление.

Впоследствии они создали собственные научные школы и направления.

Научная школа А. П. Деревянко

Анатолий Пантелеевич Деревянко – советский и российский историк, археолог, специалист по палеолиту Сибири и Дальнего Востока. Он разработал новую пространственно-временную версию путей первоначального заселения Азии, а также создал периодизацию, хронологию и динамику палеолита в регионе.

Деревянко был первооткрывателем десятков археологических объектов, в том числе и тех, которые стали эталонными памятниками от палеолита до железного века.

Научная школа А. П. Деревянко была сформирована на базе интеграции археологии с естественнонаучными и точными науками. В результате были разработаны инновационные исследовательские технологии, сделаны новые фундаментальные открытия о древних человеческих обществах и эволюции природной среды, в которой проходило развитие древних культур.

Ученые уделяли пристальное внимание исследованию начальных этапов освоения человеком Азии, формированию и развитию палеолитических культурных традиций. Реализацией данного подхода в своей научной деятельности занимались следующие преподаватели кафедры: член-корреспонденты РАН А. И. Кривошапкин и М. В. Шуньков, доктора исторических наук К. А. Колобова и Л. В. Лбова.

Научная школа В. И. Молодина

Вячеслав Иванович Молодин – советский и российский археолог, специалист по первобытной истории Сибири.

Он внес весомый вклад в развитие археологических исследований Сибири. Под его руководством было проведено широкомасштабное исследование высокогорных районов Алтая. В результате были открыты и изученны уникальные археологические памятники, относящиеся к пазырыкской культуре.

Материалы этих исследований дополнили фонд фундаментальных знаний по проблемам этногенеза и культурогенеза человеческих популяций, населявших территорию Евразии 2,5 тыс. лет назад.

Представители научной школы академика Молодина пристальное внимание уделяют междисциплинарным реконструкциям культурных и этногенетических процессов в эпохи палеометалла и средневековья, изучению первобытного искусства и древних технологий.

В рамках данной научной школы ведут свою преподавательскую деятельность доктор исторических наук Л. Н. Мыльникова и кандидат исторических наук Л. В. Зоткина.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 28.12.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot