Славистика
Славистика – это академическая область краеведения, связанная со славянским языком, литературой, историей, материальной и духовной культурой славянских народов.
В рамках славистики более узкая специализация может быть как по традиционным, так и интердисциплинарным областям, например, русистика, словакистика, полонистика и др.
В славистику могут быть включены региональные разделы – современная история страны, ее экономика и политика. Развитие славистики приходится на конец XVII – начало XIX вв. одновременно с развитием национального возрождения славянских народов и попытками развития идеологии панславизма.
В Воронеже с 1866 г. начали издавать научный сборник «Славянский вестник». Сборник был специальным приложением к журналу «Филологические записки» под редакцией А. Хованского.
Лингвистика и филология до 1870-х годов были основными областями интереса славистики, и слависты свое внимание сосредотачивали на изучении памятников славянской письменности, на истории становления славянских народов, развитии национальной литературы и языков.
В этот период появились первые современные словари, грамматики и сборники для большинства славянских языков.
Надо сказать, что славистика до Первой мировой войны, в разделах лингвистики и филологии получила развитие вне собственно славянских стран и в первую очередь в Лейпцигском университете благодаря научной деятельности А. Лескена и А. Шлейхера.
В лингвистике после Первой мировой войны славяноведы сосредоточились на диалектологии, а сама наука продолжала развиваться в странах, имеющих славянское происхождение.
Интерес к славянским странам, их истории и культуре стал повышенным после Второй мировой войны, когда социлистический блок вступил в противостояние с блоком НАТО. Холодная война стала причиной расцвета славистики, которая включала не только лингвистику и филологию, но и многие гуманитарные и общественные науки.
В России М. В. Ломоносов обратил внимание на родство славянских языков, на роль церковнославянского языка в формировании литературного русского языка, на историческую роль славян в мировой культуре, все это способствовало зарождению славистики.
Интересовался вопросами славянской древности и В. Н. Татищев, обращались к славянским сюжетам Н. М. Карамзин, И. Н. Болтин и др. Если говорить в общем, то в России, как и в других странах, славистика была областью еще мало дифференцированной. Преобладающими были филология и методы критики источников и научного анализа.
Большую роль в организации научных славистических исследований в России сыграл кружок Н. П. Румянцева и А. С. Шишкова.
Ян Потоцкий
Отцом украинства как идеологии считают поляка Я. Потоцкого. Его книга «Историко-географические фрагменты о Скифии, Сарматии и славянах» была издана в Париже в 1795 г. Написана книга на французском языке и впервые абсолютно недвусмысленно в ней была сформулирована теория о том, что русские и жители Малороссии являются разными народами.
Рисунок 1. Ян Потоцкий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Причем последние это не малороссы, а украинцы. В списке славянских народов, который привел Потоцкий, «украинцы» фигурируют как отдельная нация, разделившаяся в древности на 4 ветви – полян, древлян, тиверцев и северян.
Русские, по теории Потоцкого, происходили от северо-восточных славян, словен новгородских. Племена же кривичей, дреговичей и бужан явились основой русского и украинского народов.
Потомками сарматов он считал жителей Галиции и Волыни. Теория Потоцкого в XVII-XVIII вв. была очень популярна в Польше, ибо согласно ей все поляки считались потомками легендарного сарматского племени. Эта версия была очень привлекательной и для польской шляхты, поэтому быстро нашла свой отклик и прямое отражение в жизни и быту польского дворянства.
Шляхтичи одевались как сарматы, говорили на латыни, в сражениях и охотах проводили свое время.
Книга Потоцкого, скорее всего, являлась пропагандистской литературой, а не научным трудом. Содержание книги сводилось к простому тезису – если украинцы являются отдельным народом, то земли Правобережной Малороссии – это земли украинцев и у России нет на них никаких прав.
Подобный подход говорит о том, что не было собирания и воссоединения русских земель, а варварская Россия поглотила Малороссию-Украину.
Книга Потоцкого стала пропагандистским ответом на раздел Польши, с которым не могла смириться верхушка польского общества. Поляков совсем не волновал тот факт, что часть их земель досталась Австрии или Пруссии, их волновала и возмущала русская власть над Польшей.
Они помнили, что в 1612 г. несчастная Россия чуть не упала им в руки, да и русских они считали людьми второго сорта, и вот теперь они будут управлять Польшей – это было просто возмутительно.
Польский публицист и историк Тадеуш Чацкий переосмыслил украинскую концепцию и развил ее. Его научная работа «О названии «Украина» и зарождении казачества», вышедшая в 1801 г., родословную украинского народа выводила от орд укров, переселившихся в VII в. в Поднепровье откуда-то из-за Волги.
В узких кругах о сочинениях того и другого, конечно, знали, но относились к ним снисходительно-критически. Обе работы, возможно, так и остались бы чтением для интеллектуалов, но свою роль сыграло особое отношение к польскому дворянству царя Александра Первого.
Либерал и западник, участник заговора против своего отца, Павла Первого, он всячески благоволил полякам, считая их прогрессивной частью российской политической элиты.
Йозеф Добровский
Крупнейшим представителем эпохи Просвещения в Чехии, основателем научного славянского языкознания был Йозеф Добровский. Не только в Чехии, но и в других славянских и неславянских странах он был центром внимания всего научного сообщества.
Добровского называли «патриархом славистики». Местные ученые в основном не принимали его новаций, единомышленников было меньшинство, но это участь всех ученых, выступающих против устоявшихся традиций.
Рисунок 2. Йозеф Добровский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Добровский внес свой вклад не только в славистику, но и в чешскую культуру. Он был авторитетным деятелем в области филологии, лингвистики, литературоведения, фольклористики, истории, просветительства. Неоценим его вклад в чешское образование.
Добровского знают как выдающегося деятеля национального возрождения чешского народа, серьезно занимавшегося исследованиями старославянского языка. Из-за допущенной в документах ошибки, он стал Добровским, хотя настоящая фамилия ученого Доубравский.
Отец его служил вахмистром драгунского полка австрийской армии на северо-западе Венгрии. Там Йозеф и родился и поначалу его родным языком стал немецкий.
Семье часто приходилось переезжать с места на место, и в немецкую школу он пошел в городе Бишофтейниц (Горшовский Тын), познакомившись впервые там с чешским языком.
Получая дальнейшее образование в стенах августинской гимназии в городе Дойчброд (Гавличкув Брод), он уже свободно владел чешским языком. От роду Йозефу тогда было 10 лет.
В пражский университет на отделение филфака Добровский поступает в 1769 г., впечатлив преподавателей знаниями богословских дисциплин и своим участием в научных дискуссиях.
Славист Добровский работал в Санкт-Петербургской библиотеке и Александро-Невском монастыре, где знакомился со многими старинными рукописями.
Его главный вклад в науку состоял в том, что он сумел утвердить критический метод в исторической работе.
С научными целями он выезжал в 1793 г. в Австрию, Венгрию, Италию, не говоря уже о постоянных поездках по Чехии и Моравии. В результате того, что в 1795 г. его психическое здоровье сильно пошатнулось, некоторые рукописи, включая словарь лужицких языков, он сжег.