Таврика
Таврика, Таврия, Таврида – так в древности называли Крым. Таврикой эллины изначально называли южный берег Крыма, а в раннем Средневековье название стали использовать уже для всего полуострова.
Современное название Крым появилось позднее из крымско-татарского языка.
Таврия – это древняя земля, где пересекались пути многих народов. Современная наука не знает, кто такие тавры, но именно они дали полуострову такое название.
Полуостров населяли не только тавры, там проживали скифы и киммерийцы, сарматы и греки, готы, римляне и понтийцы.
В I тыс. нашей эры там обитали славяне, русы и другие народы. На протяжении всей истории Таврия была землей, единого тогда еще славянского народа.
Таврия – исконно славянская и исконно христианская земля. В древнерусской литературе есть знаменитое предание, которое рассказывает о том, что святой апостол Андрей Первозванный занимался в Тавроскифии миссионерской деятельностью. Правдоподобность этого предания подтверждают археологические исследования. Есть исторические подтверждения и того, что в Таврии среди первых христиан были и славяне.
Арабские и византийские сведения говорят, что русы в VIII в. совершили поход на Сурож (Судак), а в следующем IX в. они устремлялись на районы Северной Турции и Дербента. Если предположить, что набеги совершались из Киева, то это довольно далеко. Тогда это должны были быть причерноморские русы и славяне. В 860 г. под предводительством Дира и Аскольда киевские славяне и русы, осадили Константинополь, но город взять не сумели. В результате им пришлось принять христианство и заключить договор с империей. И в этом случае, поход явно совершался с причерноморской территории.
В хрониках нет упоминания о том, кто в X в. взял Тмутаракань, находившуюся рядом с Таврией, но предполагают, что это был князь Святослав Игоревич. Город был взят очень странно – стены города были нетронуты, а стены цитадели разрушены. Специалисты предполагают, что в крепость Святослава впустили местные славяне, и ее не пришлось брать штурмом, зато в цитадели находились хазары, которых пришлось разгромить.
Подобная ситуация повторится позже – сын Святослава – Владимир через несколько десятилетий при помощи местного священника возьмет Херсонес. Конечно, было бы странно и невозможно, чтобы византийский грек-священнослужитель впустил в город неприятеля, изменив империи. Но и здесь можно предположить, что этот священник по имени Анастасий был славянин и подданный Византийской империи. Зная, что Владимир примет крещение и станет его соплеменником, сотрудничать с войском Владимира было не зазорно.
Несмотря на то, что полуостров часто переходил из рук в руки, его название Таврида всегда сохранялось. Название «Крым» появилось лишь в XVI в., когда Крымское татарское ханство, принадлежавшее Турции, овладело полуостровом.
Общие сведения о журнале Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии»
Начиная с 1990 г. издается журнал «Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии», учредителем которого выступила Лаборатория Симферопольского государственного университета по изучению этнической истории Крыма. В 1992 г. учредителем журнала стало Крымское отделение Института Востоковедения. Сначала журнал зарегистрировали в качестве СМИ в Украине – Свидетельство № 8049 от 23 октября 2003 г.
Журнал был в перечне научных изданий ВАК Украины. В журнале публиковали основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора исторических наук. Позже, в 2015 г., учредителем издания становится Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского. В этом же году он был зарегистрирован в Федеральной службе в сфере связи по надзору информационных технологий и массовых коммуникаций – Свидетельство ПИ № ФС77-61809 от 18 мая 2015 г.
С момента основания журнала его главным редактором является доктор исторических наук, профессор А. И. Айбабин. В составе редколлегии известные российские и зарубежные ученые.
Журнал является рецензируемым научным изданием с июля 2017 г.
Министерство образовании и науки России распоряжением от 01 февраля 2022 г. № 33-р включило журнал в Перечень ВАК по научным специальностям:
- отечественная история;
- всеобщая история соответствующего периода;
- археология;
- этнология, антропология, этнография.
Все специальности относятся к историческим наукам. Журнал с 2017 г. был включен в базу данных научных журналов, являвшихся частью Web of Science Core Collection, в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), в международную информационно-аналитическую систему научного цитирования – базу данных Европейского научного фонда.
Перед журналом стоит главная цель – давать информацию научной общественности, относящуюся к области интересов журнала, поэтому все оригинальные научные статьи по археологии, истории и этнографии Крыма и Северного Причерноморья выходят не только на русском, но и на английском, немецком, французском языках.
Журнал включает следующие основные разделы:
- раздел «Археология» публикует статьи о новых археологических памятниках, а также статьи об истории древнего и средневекового Крыма;
- раздел «Нумизматика и сфрагистика» включает публикации о сфрагистических и нумизматических памятниках;
- раздел «История» рассказывает о письменных источниках и помещает статьи, посвященные истории Крыма;
- раздел «Этнография» публикует этнографические статьи и материалы, посвященные этнографии Крыма.
Кроме этого в журнале публикуются рецензии на научные статьи, включаются материалы к поздравлениям и юбилеям, а также некрологи.
Этнография племен горного Крыма
Статья М. Е. Бондаренко из раздела «Этнография» представляет результаты изучения народа горного Крыма – тавров, обитавшего на этой территории в I тыс. до нашей эры.
Используя сообщения Страбона, Плиния Старшего, Геродота, Диодора, эпиграфические памятники, археологические материалы, автор рассматривает этнографию тавров, их происхождение, социальное устройство, типологию поселений, погребальные обряды и др.
Автор работы, как и многие другие исследователи, считает, что тавры соответствуют кизил-кобинской археологической культуре. Эта культура сложилась в I тыс. до нашей эры и прекратила существование во II в. до нашей эры, став основным этапом в истории тавров.
Тавры разделялись на несколько племен, о чем сообщали античные писатели и по уровню своего развития имели некоторые различия. Структура и размещение могильников, характер инвентаря захоронений говорит, что общество тавров можно рассматривать как родовое, позднепервобытное.
Рисунок 1. Тавры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В их обществе уже шел процесс выделения родоплеменной верхушки и прослойки профессиональных воинов.
Жилища тавров представляли собой наземные прямоугольные постройки, землянки и полуземлянки с очагами в центральной части помещения. Культурный слой, незначительный по мощности, обусловлен спецификой их хозяйственной деятельности, на основании этого можно предположить, что они вели подвижный образ жизни.
Отгонно-пастбищное скотоводство с сезонными перекочевками являлось основой экономики. Земледелие носило подсечно-огневой характер, и в виду истощения земель было «кочевым».
Важной отраслью была обработка камня – коллекция каменных изделий включала песчаниковые и диоритовые зернотерки, кремниевые вкладыши серпов, мотыги, скребки, терочники, отбойники, топоры и др.
Несмотря на то, что тавры были знакомы с металлом, железных орудий найдено очень мало. Бронзовые изделия представлены браслетами, кольцами, подвесками и булавками.
Поскольку они не имели гончарного круга, то посуда была лепная, изготовленная ленточным способом.
Одним из элементов их образа жизни было морское пиратство, так считали античные писатели, с которыми согласна большая часть современных историков.
Причинами пиратства, возможно, была низкая продуктивность их хозяйства, ведущая к бедности населения, а с другой стороны, каботажное плавание вдоль берегов других кораблей, привлекало внимание.
Диодор, например, свидетельствовал, что боспорский царь Евмел вел настоящую войну с таврами, ахеями, гениохами, чтобы защитить морские торговые пути.
О религиозных представлениях этого народа известно только то, что они почитали богиню-Деву, которую греки отождествляли с Артемидой Таврополой или с Ифигенией. Ей приносили кровавые жертвы.