Кундская культура: общие сведения
Кундская культура получила название по г. Кунда в Эстонии (110 км к востоку от Таллина).
Рядом с этим городом на холме Ламмасмяги, который когда-то был островом на озере, и в окружающем торфянике, эстонским археологом К. Гревингком в 70-х годах XIX в. было обнаружено мезолитическое поселение.
Самый древний памятник этой культуры – поселение Пулли возле города Пярну на западном побережье. Оно считается местом древнейшего пребывания человека на территории, принадлежащей сейчас Эстонии.
Ученые выяснили, что Пулли находилось в месте впадения реки Пярну в Балтийское море.
По времени кундская культура охватывала весь бореальный период. Бореальный период – это время сухого холодного климата, похолодание было связано с задержкой отступания ледника, но все же в этот период приледниковая тундра продвинулась далеко на север.
Хронологические рамки кундской культуры охватывают VIII-V тыс. до нашей эры. Она получила распространение на территории Восточной Прибалтики – от Польши до Ленинградской области и южной Финляндии.
Кундская культура развилась на базе свидерской культуры, закат которой приходится на 7800-7600 до н. э. Носители свидерской культуры в погоне за исчезающей тундрой и уходящими стадами северных оленей расселялись все дальше на север и восточнее – до Урала. Те, которые осели на новых территориях, переходили к другому образу жизни, они начинали заниматься индивидуальной охотой на нестадных копытных животных. Так возникла культура Кунда. В Эстонии эту культуру сменила неолитическая нарвская культура.
Особенности эпохи мезолита
Кундская культура – это мезолитическая культура. В эпоху мезолита на фоне резких природных различий между отдельными географическими районами и климатическими зонами формируются специфические особенности освоения человеком того или иного региона.
Крупные стадные животные исчезли, и загонная охота утратила смысл. Люди начинают объединяться в небольшие группы и выходить на охоту. В качестве оружия древние охотники использовали лук и стрелы. Возможно, что помощником на охоте была собака – первое животное, которое приручил человек.
В мезолите возрастает роль рыболовства. Из орудий в то время использовали изогнутый рыболовный крючок, наконечники для острог. Самым важным достижением в рыболовстве стало применение сетей. Также широко были распространены различные ловушки типа верш и заборов. В этот период появляются лодки (лодки-долбленки, сделанные из цельного ствола, а также каркасные лодки, 0похожие на современные каноэ). Зимой люди использовали сани и лыжи.
В эпоху мезолита были распространены стоянки с тонким культурным слоем и следами относительно кратковременных жилых сооружений типа шалашей. На юге люди селились пещерах, навесах, гротах, а также возводили легкие наземные жилища.
Поселения, хозяйство и погребения кундской культуры
Носители кундской культуры из кремня изготавливали орудия из крупных пластин и черешковые наконечники стрел, но большую часть орудий они делали из костей и рога, так как в этом регионе был дефицит камня. Кость служила материалом для изготовления острог, гарпунов, мотыг, наконечников стрел с биконической головкой, кочедыг для вязания сетей.
Носители кундской культуры изготавливали орудия на крупных пластин, черешковые наконечники стрел, а также многочисленные орудия из кости рога – тесла, скребки, острия, шилья, рыболовные крючки, наконечники стрел с биконической головкой, мотыги, гарпуны, инструменты для вязания сетей.
Благодаря развитию рыболовства, создатели кундской культуры перешли к оседлому образу жизни.
Большая часть поселений Кунда располагались на опушке леса рядом с реками, озерами или болотами. Охотились в основном на лося. Возможно, что для этого древние охотники использовали домашних охотничьих собак.
На побережье охотились на тюленей. В реках ловили щуку и другую рыбу.
Умерших хоронили по одному или группами, в ряде случаев в несколько рядов. Покойников клали вытянутыми на спине и часто посыпали охрой. Умершим с собой клали орудия труда.
Искусство
В изобразительном искусстве произошли значительные изменения. Вместо реалистичных фигур древние художники стали рисовать геометрические узоры и схематические наброски, значение которых, скорее всего, было символическим. Это отражает индивидуализацию мышления, развитие и усложнение знаковых систем, в первую очередь языка, выделение символики.
Культура кунда стала основой для образования ряда неолитический культур Карельского перешейка и северо-восточных областей лесной зоны.