В Древней Греции изготавливали амфоры для масла и вина, кратеры для смешивания вина с водой, скифосы и килики для вина, пиксиды для женских украшений и косметики.
Крупнейшими центрами гончарного искусства были Коринф и Афины. Также вазы изготавливали в Лаконии и Беотии.
В первой половине VI века до н. э. искусство вазописи активно развивалось в Коринфе. Местные мастера расписывали вазы в восточном стиле, когда на светлом фоне глины изображали фигуры черного цвета. Роспись заполняла весь сосуд, покрывая его ковром. Такая техника получила название «ковровый стиль». Также он известен как «ориентализирующий».
Во второй половине VI в. до н. э. лидерство в изготовлении ваз перешло к Афинам. В афинской вазописи сначала использовался чернофигурный стиль, когда на красном фоне изображали черные фигуры.
Около 530 года до н.э. зародился краснофигурный стиль вазописи. Именно к этому времени относится большинство находок.
Краснофигурный стиль
Особенность этого стиля состоит в том, что на этих вазах тщательным образом прорисованы только контуры фигур, а цветовой заливки нет. Мастера рисовали фигуры на черном фоне. Принято считать, что эту технику придумал древнегреческий художник по имени Андокид.
Вазы могли иметь разный оттенок – от светло-красного до коричневого. Цвет зависел от качества глины, из которой мастер изготавливал свое изделие.
Вершиной росписи в этом стиле считались вазы с четкой границей между черным и белым цветами. Такие вазы называли билингвами, стоили они очень дорого.
Отличительной особенностью краснофигурного стиля было изображение бытовых сцен, интерьеров, женщин. Образы были довольно реалистичными.
Художники старались прорисовать каждую деталь, людей изображали не только в профиль, но и со спины.
Посуду расписывали еще до обжига. Готовое изделии сначала протирали влажной тряпкой, после чего наносили рисунок (вероятно с помощью кисти).
В краснофигурной технике рисунки делали по эскизам, подготовленным заранее. Эскизы иногда были видны через изображения на готовых вазах.
Так, такой эскиз имеется на амфоре из Клеофрада, на которой изображен сатир с копьем. Сначала мастер делал на сосуде наброски, толщина линий при этом составляла 4 мм.
Многие древнегреческие краснофигурные сосуды имели различные надписи. Их оставляли гончары и художники. На дне некоторых изделий мастера оставляли собственное клеймо.
Благодаря этим автографам нам известно имя мастера Евфимида. Он является автором амфоры с изображением Диониса и сцены расставания Гектора с отцом и матерью. Художник прорисовал все детали одежды, точно изобразил прически и оружие героев сюжета.
К V веку до н. э. на территории нижней Италии появилось большое количество мастерских, в которых делали краснофигурные вазы. Они стали конкурировать с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль не был распространен за ее пределами.
Псевдокраснофигурный стиль
Первое время мастера имитировали краснофигурную технику. Как и на вазах, изготовленных на раннем этапе развития Аттики, изделия покрывали черной глянцевой глиной, а сверху, используя красные и белые оксидные минеральные краски, рисовали фигуры.
Отличие псевдо-краснофигурной вазописи от краснофигурной заключается в том, что рисунок на вазе становился красным от красок, а от не от обжига непокрытых краской участков фона.
Мастера не прорисовывали внутренние линии рисунка, а делали насечками. Так свои изделия, например, украшал вазописец Праксиас. Вазописцы хорошо были знакомы с греческой мифологией и иконографией, однако их происхождение из Афин не было доказано.
Псевдо-краснофигурный стиль получил распространение в Этрурии, местные мастера часто так расписывали свои изделия, в Афинах же эта техника не получила распространения.
В IV веке до н. э. вазы в псевдо-краснофигурном стиле изготавливали лишь несколько гончарных мастерских, хотя в тот период собственно краснофигурный стиль уже получил широкое распространение среди этрусских мастеров.
В этой связи следует упомянуть мастерские группы Сокра и группы Фантома.
Группа Сокра изображала на своих чашах сюжеты из мифов Древней Греции и Этрурии. Группа Фантома изображала на своих изделиях людей в одеждах в сочетании с растительными и пальмовыми узорами.
В таких же стилях изготавливали вазы мастера в Черветери, Фалериях и Тарквинии. Группа Фантома работала вплоть до начала III в. до н. э.
В целом искусство вазописи стало угасать с III века до н. э. в связи с изменение вкусов любителей керамики. Керамические сосуды стали намного меньше, а роспись стала более примитивной и выполнялась уже не очень тщательно.