Палеолит: общая характеристика
Палеолит – это первый и самый длительный период в истории человечества, охвативший целую геологическую эпоху.
Если в среднем палеолите, возраст которого от 40-30 тыс. лет назад первыми обитателями на территории Западной Сибири были неандертальцы, жившие в гротах и пещерах, то в период позднего палеолита – около 40 тыс. лет назад их сменил неоантроп.
В это время климат становится теплее, и люди селятся поближе к рекам. В пределах Красноярского края археологи обнаружили огромное количество археологических памятников этого периода. Более 20 стоянок насчитывается только в районе одного Красноярска.
Человек позднего палеолита занимался в основном собирательством и охотой, изготавливал скребки, ножи, наконечники копий, дротики, резцы, острия. Также он использовал и ранее известные ему орудия.
Под Красноярском были найдены останки человека этого периода, которые говорили, что он относился скорее к монголоидной расе и, практически не отличался от современного человека.
Далеко вперед в это время шагнула техника изготовления отщепов и пластин. Для изготовления новых орудий труда и оружия стали использовать кость и рог, которые были более пластичными.
Новые типы орудий требовали новых принципов их изготовления. Каменные орудия стали тонкими и острыми, и крепились в пазы деревянных заготовок для наконечников.
Постепенно жизнь людей позднего палеолита усложнялась. Для этого периода характерно разделение труда по полу – мужчины добывали животных, а женщины занимались разделкой и обработкой добычи.
В Ширинском районе в гроте Двуглазка были найдены орудия труда, возраст которых более 40 тыс. лет, а в Кежемском районе на стоянке Усть-Кова найдены ножи из мамонтовых костей, скребки, наконечники копий.
Рисунок 1. Палеолит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Обнаружены были и остатки костров, согревавших людей 30 тыс. лет назад. Огонь для человека имел огромное значение, потому что в Сибири примерно в это время началось последнее, самое суровое оледенение. Ледник занимал горные кряжи Саян и полуостров Таймыр с горами Путорана.
На остальной территории Западной Сибири образовалась холодная и засушливая тундра. Суровый климат заставлял людей изготавливать одежду. В роли ниток выступали сухожилия, которые вдевали в костяные иголки.
Отступление ледника началось 10 тыс. лет назад и климат стал теплее – тундра и степь вытеснялись темнохвойными и широколиственными лесами. За ледником шли и люди, охотившиеся уже на лося, оленя, косулю, медведя.
Охота становилась труднее, животные не подпускали близко к себе людей, поэтому появилась копьеметалка – это была прямая широкая палка с загнутым концом. Дальность ее полета доходила до 80 м.
Начинают в это время формироваться религиозные представления, обращенные на мир природы.
С поздним палеолитом на территории Сибири связаны две позднепалеолитические культуры, датируемые 16-10 тыс. лет назад – это Кокоревская и Афонтовская культуры.
Кокоревская позднепалеолитическая культура
К этой культуре относятся Кокоревская и Новоселовская стоянки, а в районе Дивногорска – многослойная стоянка Лиственка. В последней поочередно обитало кокоревское и афонтовское население, образ жизни которых был практически одинаков.
Люди селились вблизи рек, например, Стрелка, Усть-Кова, Усть-Мана, Большое Слизнево.
К памятникам кокоревской культуры относятся платины, которые преобладали. Кокоревская культура в основном располагалась на левом берегу Енисея и имела протяженность до 80 км.
Однако ее элементы встречаются на большей территории – на севере в 100 км ниже Красноярска – стоянка Дружиниха, а на юге – в Туве, стоянка Хемчик.
Кокоревская культура была выделена в 70-е годы З. А. Абрамовой. Из всех стоянок этой культуры наиболее показательной является многослойная стоянка Кокорево I, датированная временем от 15 200±200 до 12 940±270 лет назад.
На территории стоянки были найдены легкие наземные жилища, имевшие удлиненную овальную форму. Внутри жилища находились очаги, с кольцевой каменной обкладкой, углубленные в пол.
В границах поселения располагались площадки, служившие местом обработки камня. Орудия труда производили путем скалывания с галечных нуклеусов крупных стандартных пластин.
Кости животных говорят, что основными объектами охоты были северный олень и заяц-беляк, которые являлись характерными представителями фауны приледниковой зоны.
Из останков крупных животных среди находок была обнаружена лопатка бизона, в которой застряло острие рогового наконечника дротика.
Галечные нуклеусы являлись основой для производства остроконечников, ножей, резцов. Большая часть орудий была сделана именно из них.
Для получения ровных и острых лезвий кинжалов, наконечников копий, дротиков мелкие каменные пластинки вставлялись в продольный паз костяных орудий.
Иглы, шилья, мотыги тоже изготавливались из кости и рога. Украшениями для женщин служили каменные и костяные бусы, подвески из зубов животных, которые предварительно просверливали.
Ученые предполагают, что носители кокоревских традиций и носители афонтовской культуры в конце палеолита в долине Среднего Енисея существовали параллельно.
Абрамова и ее ученики считают, что параллелизм этих культур, возможно, был связан с существованием двух антропологических типов, существовавших в этой местности в это же время.
Кокоревская культура связана с европеоидным типом, существование которого в долине Енисея доказано, а афонтовская культура имеет связь с монголоидным типом.
На основании того, что типы орудий этих культур одинаковые, только имеют разные доли в комплексе, С. А. Васильев считает, что это одна культура, имеющая два разных варианта. Отвергает он и увязку с антропологией, потому что данные о монголоидности афонтовской культуры, которые считаются надежными, есть только из Афонтовой горы.
Кокоревскую культуру можно вывести из более ранней культуры, названной тарачихской, которую современные исследователи нашли в долине Енисея.
Афонтовская позднепалеолитическая культура
Афонтовская культура, выделенная З. А. Абрамовой в 70-е годы, объединяет позднепалеолитические стоянки в долине Енисея – на севере от Минусинской котловины и до окрестностей Красноярска на юге.
Наиболее представительные памятники этой культуры датируются временем от 20 900 ± 300 лет назад – Афонтова гора II и до 12 180 ± 120 лет назад – Таштык I.
Если сравнить каменный инвентарь Афонтовой горы II и инвентарь Кокорева II, то можно считать, что дата Афонтовой горы имеет более старший возраст, а дата Кокорево, наоборот, омоложена.
Самые известные стоянки находятся в Красноярске на Афонтовой горе. Несмотря на различия Афонтовская и Кокоревская культуры имеют между собой общие черты в тех характеристиках, которые ранее в целом приписывались всему сибирскому палеолиту.
Эти общие черты отмечаются, прежде всего, в сочетании крупных орудий «архаического» облика – скребла и чопперы с мелкими формами – скребки, резцы, проколки, долотовидные орудия, разнообразные украшения.
В инвентаре эти орудия преобладали. Среди костяных орудий вкладышевые наконечники и кинжалы играли особую роль.
Каменные орудия, которыми пользовались обитатели стоянок, в основном были сделаны из отщепов, сколотых с галек-нуклеусов.
Представители культуры применяли и микроорудия – из миниатюрных отщепов у них были долотовидные орудия, микроскребки, микроострия, микропластины-вкладыши.
Наконечники копий, имевшие продольные пазы изготавливались из кости, бивня и рога.
Продольные пазы служили укреплением для тонких каменных микропластин в качестве лезвия, лощила, шилья, иглы с ушком.
Просверленные зубы песца и оленя, костяные и каменные бусы и подвески служили украшением.
Долговременные жилища сменили временные охотничьи лагеря по типу шалаша или чума. В этих жилищах при раскопках были обнаружены очаги. Они представляли собой кольцевидные выкладки из каменных плит.
Камни, раскаленные в огне в течение долгого времени сохраняли тепло, согревая жилище – это были прообразы печей.
Остов жилья сооружался из костей крупных животных, сверху его покрывали ветки и шкуры.
Основой хозяйства была охота на лошадей, козлов, куланов, северного оленя, туров, мамонтов, быкообразных.
К уникальным паолеоантропологическим находкам относится фрагмент черепа с ярко выраженными монголоидными чертами.
В это время возникает родовая община, в которой родство шло по материнской линии. Женщина-мать для всех членов рода была воплощением его единства и преемственности поколений.
Рисунок 2. Женщина-мать. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Возникал культ женщины-матери, что подтверждают каменные статуэтки с изображением фигуры женщины.