Письменные свидетельства о киммерийцах
Следы киммерийцев на основании современных археологических данных и нарративных источников достоверно прослеживаются в VIII-VII вв. до нашей эры. Ареалом их проживания являлось Северное и Восточное Причерноморье – Крым, Приазовье, Тамань, Западне Предкавказье и Кавказ.
Рисунок 1. Киммерийцы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Есть сведения и о проникновении киммерийцев в Малую Азию и Западное Закавказье.
У народов, имевших письменность, сохранились письменные свидетельства о киммерийцах, есть упоминания о них в хрониках ассирийцев, в урартских и библейских текстах, а также у античных авторов.
В ассирийских текстах киммерийцы, как кочевые племена, проникшие в Закавказье из степной зоны, упоминались в 714 г. до нашей эры. В этих текстах они называются народом «гимирру». В это время они обитали к северо-западу от озера Севан и платили дань Урарту.
В результате похода на кочевников Руса I – царь Урарту, потерпел поражение. В это же время киммерийцы в районе озера Урмия напали на область Уаси. В ассирийских тестах после этих событий киммерийцы не упоминаются в течение 35 лет. За это время происходят различные значимые события:
- часть киммерийцев продвигается на запад Малой Азии, и в союзе с Табалом враждует с Ассирией;
- киммерийцы убивают царя Мидаса и частично подчиняют себе Фригию;
- группа киммерийцев в 671-669 гг. принимает участие в восстании Каштарити, в результате чего образуется Мидийское царство;
- происходит ассимиляция восточных киммерийцев с местным населением, и после этого они исчезают с исторической арены.
Киммерийцы в 660-е годы усиливают натиск на Лидию, а в 644 г. до нашей эры атакуют Лидию и захватывают Сарды. После единственного столкновения киммерийцев с греками они захватывают Эфес и разоряют храм Артемиды.
После описания повторных попыток нападения на Ассирию, в ассирийских документах киммерийцы больше не упоминаются.
В Библии киммерийцы упоминаются как яфетический народ гомер, а в осетинском нартовском эпосе их называют гумиры.
Первое упоминание о киммерийцах античными авторами было сделано в VIII в. до нашей эры. Древнегреческая «Одиссея» характеризует киммерийцев и их земли в свете мифологических представлений эллинов.
Гомер «поселяет» их на Крайнем Западе, куда лучи солнца никогда не проникают – это мировая река-Океан.
Геродот считал, что киммерийцы населяли степную часть Северного Причерноморья и называл их доскифским населением.
Что касается археологии, то она археологические культуры Северного Причерноморья часто именует киммерийскими.
Языковая принадлежность киммерийцев
Киммерийцы жили в южных районах России до VII в. и, как предполагают, были вытеснены скифами.
Вопрос об их языковой принадлежности не решен до настоящего времени, потому что до нас дошло всего несколько слов – это имена киммерийских царей Теушпа, Тугдамме, Сандакшатр, сохранившиеся в ассирийских текстах.
Имена этих царей в свое время считали фракийскими, кельтскими, германскими, славянскими, кавказскими. Однако языковеды эти имена выводят из иранских корней, относя киммерийский язык к иранской группе индоевропейской языковой семьи.
Ассирийское имя киммерийского царя Сандакшатр соответствует авестийскому Сандракшадра, что означает «обладающий блестящей властью».
Имя второго царя Тугдамме соответствует Дугда-Маеси – «обладающий дойными овцами», а третье имя Теушпа можно сопоставить с древнеперсидским.
Есть и другое мнение, что киммерийский язык – это крымско-татарский язык, основу которого составляет огузо-кыпчакская подгруппа тюркской языковой семьи. Но, в Крыму с древних времен обитали самые разные народы, поэтому киммерийский язык вобрал в себя слова этих народов.
На Крымском полуострове сохранились греческие, аланские, готские, таврские названия, которые не переводятся ни с какого другого языка.
Крымско-татарский народ, как общность, сложился в Средние века, в турецкий период истории полуострова, поэтому считать его древним не совсем правомерно.
Правильнее будет считать, что этот народ впитал в себя кровь разных, обитавших там, древних народов и некоторые их традиции.
Греки назвали полуостров сначала Тавридой, а потом Таврикой, а таврами назвали его обитателей. Греческое слово тавр-горец, вошло в языки других народов, включая тюркские народы.
Есть и такая версия, что киммерийцы близки фракийцам и язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между иранским и фракийским языками.
Эту версию предложил Леманн-Гаупт – немецкий ассиролог и урартолог, профессор университета в Берлине.
Гипотезу о существовании отдельной индоевропейской ветви выдвинул Георг Хольцер, он отождествлял ее с киммерийцами. В своем исследовании он обратил внимание на наличие балтийских и славянских слов, где нарушаются регулярные соответствия с индоевропейскими языками. Отклонения от стандартной системы тоже образуют систему. В частности он отметил, что и-е dh в этой «подсистеме» переходит не в d, как в слав., а в t; и-е r переходит не в ir/ur (балт) или ьr/ъr (слав). а в ro/ra, и т. д. Такого развития звуков нет ни в одном из известных протоиндоевропейских языков.
Это говорит о том, что слова могли быть заимствованы из неизвестного языка, который в письменных памятниках не сохранился и потомков не имеет.
Гипотеза Хольцера дает возможность локализовать прародину балтославянской общности в Причерноморских степях. Здесь могли происходить ее контакты с киммерийцами на рубеже I-II тыс. до нашей эры.
В праславянском языкекиммерийских заимствований обнаруживается больше, чем в прабалтийском.
Историческая судьба киммерийцев
Не только о языке, но и о быте киммерийцев мало что известно. По произведениям изобразительного искусства соседних народов, известно, что киммерийцы носили штаны, сапоги, кожаные куртки, островерхие шапки.
Киммерийцы, жившие в течение многих лет в Малой Азии не оставили ни одного памятника, это значит, что нет эталона для сравнения памятников других территорий.
Самые большие знания о киммерийцах дает Геродот. Этот древнегреческий историк, живший в V в. до нашей эры, составил известную «Историю», содержащуюся в 9-ти книгах. Рассказывая об армии персидского царя Дария I, Геродот описывает народы, с которыми скифы контактировали.
Таким образом, стало известно, что среди жителей Таврики были кочевники-киммерийцы и тавры, промышлявшие пиратством жестокие горцы.
Пересказывая одну из легенд о происхождении скифов, Геродот упоминает киммерийцев. На северном побережье Черного моря от киммерийцев сохранились географические названия с ними связанные – Боспор Киммерийский (Керченский пролив), область Киммерия, город Киммерик, Киммерийские стены, гора Киммерий.
Однажды в киммерийские земли вторглись скифы-кочевники и киммерийцы должны были решить вопрос – защищать свои земли или покинуть страну. Цари выступали за сражение, а народ предлагал уйти без боя.
Тогда, разделившись на две части, они вступили в борьбу друг с другом. Оставшиеся в живых покинули свои земли, и ушли в Переднюю Азию.
С этого времени начался переднеазиатский этап в истории киммерийцев. Об этом этапе сообщают уже ассирийские, вавилонские, древнееврейские письменные источники.
Жители этих стран называли киммерийцев «гамирра» или, пришедшие с севера дикие кочевники. Своих союзников они легко предавали и меняли, исходя из своей выгоды.
В соответствии с существующей гипотезой киммерийцы в Северном Причерноморье никогда не жили. Предполагается, что на землях современного Ирана сложился их племенной союз, откуда они совершали свои грабительские набеги в Малую Азию, Северное Причерноморье, Закавказье.
Есть и такое предположение, что киммерийцы – это общее название передового подвижного отряда воинов-кочевников (скифов), а не этноним, а это значит, что киммерийцев, как народа, вообще не существовало.
Рисунок 2. Киммерийцы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конец владычеству киммерийцев положили скифы. Около 600 г. до нашей эры киммерийцы были разгромлены лидийским царем Алиаттом и киммерийцы сошли с исторической сцены.