Что такое этнографические источники?
В течение долгого времени этнография занималась только описанием особенностей культуры и быта народов, причем в первую очередь внимание уделялось народам, которые отставали в развитии.
Для исследования ученые использовали широкий круг исторических, лингвистических, археологических и собственно этнографических источников.
Позднее область исследования этнографии была расширена, соответственно, круг источников, необходимых для проведения исследования, стал практически неограниченным.
Этнографическими источниками являются элементы традиционной духовной и материальной культуры того или иного народа. К ним относятся инструменты и орудия труда, предметы быта, жилище и его убранство, национальные костюмы, изделия традиционных народных промыслов.
Также к этнографическим источникам относятся фольклорные источники.
Виды этнографических источников
Этнографические источники делятся на:
- первичные этнографические источники (овеществленные явления культуры или этнографические предметы);
- вторичные источники (представляют собой полевые записи, созданные на основе личных наблюдений и сведения о явлениях культуры, собранных путем опроса).
Обычно этнографы в своей работе используют следующие группы источников:
- вещественные памятники и предметы;
- письменные тексты;
- произведения устного народного творчества;
- кино-, фото-, видео- и аудио-документы.
Современные ученые также используют в ходе исследования статистические описания, которые являются ценным видом источника. Они позволяют перевести этнические процессы в определенное числовое выражение, благодаря чему можно более объективно взглянуть на проблему.
Выбор тех или иных этнографических источников зависит от цели, темы и задач исследования. Часто для исследования привлекаются и данные из других наук, например, антропологии, истории, археологии, географии.
В качестве источника этнографы также используют произведения художественной литературы и изобразительного искусства.
Примеры этнографических источников XIХ-XX вв.
Предметы материальной культуры.
Наибольший интерес для ученых представляют предметы материальной культуры, и в первую очередь, - жилище. Эти источники позволяют выяснить, как, например, были устроены избы крестьян, как их украшали. Если говорить о крестьянском быте, то нельзя упомянуть печь. Она использовалась не только для обогрева, приготовления пищи и была местом сна, но и имела сакральное значение.
Рисунок 1. Крестьянская изба конца XIX начала XX века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также к предметам материальной культуры конца XIX-начала XX века относится посуда. У зажиточных крестьян это был кузнецовский фаянс и даже фарфор, а также посуда, изготовленная на других заводах.
Интересным этнографическим источником является одежда. В России типы одежды в каждом регионе были разными. Предметы одежды украшали различными орнаментами, золотым и жемчужным шитьем, бисерным плетением, вышивкой, кружевом и другими видами декора.
Рисунок 2. Русский народный костюм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Письменные тексты.
В конце XIX-начале XX века активно издавались различные периодические издания – журналы политических партий и движений, журналы для детей. К этому же периоду относится большое количество статистических материалов, научных сочинений.
Помимо того, в стране в этот период издавалось много законодательных актов, например, Манифест от 23 февраля 1903г., Манифест от 17 октября 1905г., Свод законов Российской империи и др.
Фольклор.
В 60-70-е гг. XIX века в России учеными и энтузиастами активно собирались произведения русского фольклора. В этот периоды было опубликовано большое количество сказок, былин, пословиц, загадок, заговоров, причитаний, обрядовых и внеобрядовых песен.
Ценным этнографическим источником того периода являются собрание духовных стихов П. А. Бессонова, три тома причитаний, записанных учителем семинарии Е. В. Барсовым.
В 1870 году учитель Ц. В. Шейн издал большой сборник народных песен и сборник «Великорусc…», в котором был собран богатый фольклорный репертуар русско-белорусского пограничья. В 1869 г. был опубликован сборник заговоров Л. Н. Майкова, долгое время остававшийся единственным крупным собранием этого фольклорного жанра.
В начале XX века были опубликованы первые сборники частушек.
Собранный в XIX и начале XX века фольклорный материал нуждался в объединении. Поэтому стали появляться своды отдельных фольклорных жанров: В 1908 году были изданы «Былины новой и недавней записи из разных местностей России» под ред. В. Ф. Миллера, в 1915 - «Исторические песни русского народа XVI—XVII вв.» под его же редакцией, в 1895-1902 гг. проф. А. И. Соболевский опубликовал «Великорусские народные песни» в семи томах, а в 1917 году вышел «Сборник великорусских сказок архива Русского географического общества» (А. М. Смирнова).
Таким образом, в XIX — начале XX в. был собран огромный фольклорный материал и изданы основные классические сборники русского устного народного творчества.
Фотографии и кинохроники.
В XIX-XX вв. появляются фотографии, кинематограф, благодаря чему о той эпохе сохранились снимки и кинохроники.
Особенностью данного вида источников является непосредственная фиксация того или иного события, возможность увидеть реальные лица исторических личностей.
Самыми интересными работами данного периода являются материалы о путешествиях, где часто встречается информация о том, как проводились первые фотосъемки в полевых условиях. Среди авторов следует отметить Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Г. Е. Грум-Гржимайло, Г. Н. Потанина и Н. Н. Миклухо-Маклая.
Кинохроники также являются ценным этнографическим источником. В начале ХХ века кинохроника стала главным киножанром в России. Сохранилось много видеоматериалов, связанных с императором Николаем II и его семьей.
После революции 1905–1907 годов «царскую кинохронику» стали показывать намного чаще. Эти материалы стали одним из средств пропаганды.
В период с 1908 по 1914 год в кинотеатрах показывали кадры частной жизни императора, видеофрагменты официальных церемоний, военных хроник и церковных праздников. Зрителям были очень интересны эти сюжеты, особенно тем, кто жил в провинции и крайне редко мог стать свидетелем высочайших церемоний.
В наше время эти кадры являются ценным историческим источником.