Джеймс Мелларт
Будущий археолог и профессор Д. Мелларт родился в Лондоне 14 ноября 1925 г. Родители его были голландцами и переехали в Нидерланды в 1931 г., где их застала Вторая мировая война. Отец помог Джеймсу избежать немецкой трудовой повинности, устроив сына в музей древностей Лейденского университета ассистентом.
Это было началом его знакомства с археологией. После войны он получил образование в лондонском Университетском колледже и принял участие в раскопках поселения раннего железного века в Англии.
Его стажировка после окончания университета проходила в Анкаре в Британском институте археологии. Археологические разведки в Анатолии он начал проводить с 1952 г. и обнаружил около 400 археологических памятников. Жена Мелларта - Арлетт, была турецкого происхождения и помогала ему в течение всей жизни.
Самое важное открытие Мелларт сделал в ноябре 1958 г., обнаружив поселение Чатал-Гуюк в центральной Анатолии. Раскопки шли с перерывами с 1961 по 1965 гг. и принесли ему мировую известность.
С 1964 по 1991 гг. в Институте археологии Университетского колледжа в Лондоне он занимал должность лектора по древней истории Ближнего Востока.
В карьере Мелларта негативную роль сыграла история, известная как «клад из Дорака». Ситуация, случившаяся в 1958 г. непростая и установить истину невозможно. Суть заключалась в том, что он в течение нескольких дней на частной квартире изучал артефакты из нелегальных раскопок «королевских» погребений из местечка Дорак в Турции.
Ему запретили делать фотографии, и он зарисовал несколько десятков уникальных изделий – мечи, кинжалы, украшения, металлические сосуды. Законы Турции не запрещали иметь артефакты в частном владении, но вывозить их за пределы страны запрещалось.
Его книга о «кладе из Дорака» не вышла в свет, потому что оказалось, что в Измире нет того адреса, где он провел несколько дней, изучая артефакты. По поводу случившегося турецкие чиновники только в 1963 г. потребовали объяснения, а в 1965 г. приняли решение отказать Мелларту в дальнейших раскопках Чатал-Гуюк.
Основанием этого запрета стало подозрение в нелегальной торговле древностями, хотя не было никаких доказательств, но репутация ученого сильно пострадала.
В 1980 г. его избрали членом Британской академии, и он оставался самым активным исследователем до конца 1990-х годов. В 70-80-е годы Он вместе со своей женой побывал в ряде стран – Пакистане, Афганистане, Египте, США.
Ему удалось в 1999 г. посетить раскопки в Чатал-Гуюк, которые снова возобновились, но с 1993 г. раскопками руководил Ян. Ходдер.
В Стамбуле была организована выставка, посвященная Чатал-Гуюк, которую в 2006 г. посетил Мелларт.
Буквально за два месяца до своей кончины, которая последовала 29 июля 2012 г., он узнал о том, что самому знаменитому археологическому памятнику, который он открыл, был присвоен статус объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Первая настоящая цивилизация в мире
Исследователей древних цивилизаций Анатолия как-то не привлекала до тех пор, пока не было раскопано древнее поселение Чатал-Гуюк.
Чатал-Гуюк вызвал в научной среде страстные споры, но большинство сразу признало в нем первый настоящий город. Ряд ученых даже утверждали, что это первая в мире цивилизация.
Рисунок 1. Чатал-Гуюк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Всем хорошо известно убеждение, что на Земле самая древняя цивилизация зародилась в Месопотамии – шумерская, земледельческая культура которой сначала распространилась на Ближнем Востоке, а затем очагами в Турции и в Европе. Анатолию считали «варварской окраиной» и, понятно, что научный мир был изумлен, когда стало понятно, что Анатолия – это первый очаг человеческой цивилизации.
Открытие было сенсационное, перевернувшее представления, как о ходе истории, так и об уровне развития людей в эпоху неолита. Это открытие связано с именем профессора Дж. Мелларта.
В то время еще совсем неопытный и молодой аспирант захотел проверить, что таится под небольшим холмом недалеко от деревни Хаджилар, где крестьянам иногда попадались различные находки. Высота этого холма составляла 5 м., а диаметр – 130-140 м. и, в принципе, его размеры ничего не обещали, но Мелларт приступил к раскопкам.
Раскопки открыли исследователям удивительную картину – поселение древних земледельцев. Радиокарбонный анализ показал, что слой, который лучше всего сохранился, относится к V тыс. до нашей эры. Наиболее древний слой датировался концом VIII- началом VII вв. до нашей эры.
О том, что это было поселение древних земледельцев, свидетельствовали хранилища для зерна, обмазанные глиной, каменные вкладыши для серпов, зерна ячменя, дикой однозернянки, чечевицы, пшеницы-эммера. Керамики и глиняных фигурок археологи здесь не обнаружили.
В результате длительной трансгрессии Каспийского моря около 85 веков назад, повысилась влажность, и засушливые долины Анатолии покрылись пышной растительностью – там росли виноград, груши, яблоки, грецкие орехи, гранат, водились стада онагров, благородных оленей, обитали медведи, львы, кабаны.
Остатки этих растений и животных археологи обнаружили при раскопках в Чатал-Гуюке.
Внутри каждого дома было место для сна в виде большой платформы из глины. Было место и для работы – печь с плоским сводом и ниша в стене, служившая, по всей вероятности, кухней.
Специалисты затрудняются говорить о численности жителей этого древнего города, поэтому предполагают, что если он был застроен плотно, то численность населения могла доходить до 20 тыс. человек. Однако с учетом того, что это был каменный век, то жителей могло быть 5-6 тыс.
Жизнь древнего города
Продолжительность жизни горожан по тому времени была довольно высокая. Анализ погребений говорит, что продолжительность жизни мужчины составляла 35 лет, а женщин – около 30. Высокой была детская смертность, поэтому средние цифры оказываются низкими. На каждую женщину в среднем приходилось по 4,2 ребенка, но выживало из них чуть больше 50 %.
Население в основном занималось выращиванием зерновых культур, а для орошения полей уже тогда строили простейшие каналы.
Жители разводили коз, которые к тому времени уже были уже одомашнены. Мужчины занимались охотой. В пищу употребляли много овощей и фруктов, которые здесь росли в изобилии.
Из орудий были обнаружены каменные ножевидные пластины. Широко использовалось вулканическое стекло – обсидиан, крупнейшее месторождение которого находилось недалеко о города.
В дневнике Мелларта было записано, что город обладал монополией на торговлю обсидианом с Левантом, Кипром, Западной Анатолией.
Под полами домов были обнаружены мешочки, в которых находились заготовки наконечников копий из обсидиана. Обсидиан обменивали на слоистый кремень из Сирии, который шел на изготовление кинжалов и другого орудия. Из Средиземноморья в город доставляли много раковин, из которых делали бусы, привозили черный и коричневый известняк, мрамор, алебастр.
Из известняка делали сосуды, подвески, лощила, зернотерки, песты, статуэтки, ступки. В раскопанном 6-м горизонте был найден кинжал, обработанный отжимной ретушью – это настоящее произведение древнего искусства.
Такие кинжалы находили в гробницах фараонов и то только через 3,5 тыс. лет. Женщины в это время пользовались уже косметикой, которую находили в женских могилах.
Производимые в городе ткани были такого высокого качества, что современные ткачи могли просто позавидовать. Уровень благосостояния был одинаково высокий у всех жителей города, потому что в каменном веке еще не было разделения на бедных и богатых.
Были в Чатал-Гуюке и настоящие храмы. Среди многочисленных святилищ не было похожих друг на друга, а сюжеты росписей связаны, по всей вероятности, с загробным культом. Огромные грифы, терзающие обезглавленные тела людей, были изображены на стенах больших святилищ.
Происхождение культуры Чатал-Гуюка вызывало большие дискуссии. Было много различных интерпретаций – исследователи решали проблему происхождения людей, совершивших на Ближнем Востоке «неолитическую революцию».
Гибель Чатал-Гуюка наступила во второй половине VI-V тыс. до нашей эры – это было начало третьего экологического кризиса.