Антикризисная стратегия
В состоянии неустойчивого равновесия компании, которая находится в кризисной ситуации, появляется потребность систематического прогнозирования развития на долгосрочную перспективу, в разработке стабилизующих управленческих решений.
Любая система антикризисного управления формируется при учете следующих факторов:
- причины, породившие наступающий (наступивший) кризис;
- особенности законодательства Российской Федерации, которые регламентируют вопросы банкротства компаний;
- факторы внутренней и внешней среды, влияющие на функционирование и состояние данной компании.
Антикризисная стратегия является многомерной экономической категорией, с помощью которой можно описать технику функционирования компании при достижении ее целей. Для того, что бы сформировать антикризисную стратегию, руководитель или управляющий должен обладать определенными знаниями в области антикризисного управления, которые включают в себя экономические или юридические вопросы по управлению компанией.
Система антикризисного управления
Принято выделять 4 группы правил, с помощью которых можно очертить стратегию компании:
- оценка итогов деятельности, определяющие курс и формирующие план;
- правила отношений с внешней средой, очерчивающие продуктово-рыночную стратегию;
- правила отношений и процедур в компании;
- правила повседневной деятельности, представляющие оперативные приемы.
Антикризисная стратегия компании главным образом отличаются от обычной, что можно объяснить высоким динамизмом, ресурсной жесткостью и высокой результативностью.
Особенность антикризисной стратегии - ее ограниченный в сроках и содержанию характер. Она реализована при вступлении компании в сбалансированное существование и намечаемое стабильное состояние. В этом случае антикризисная стратегия рассматривается в качестве средства достижения определенных целей, а именно - способ преодоления кризиса.
Таким образом, система антикризисного управления является программным документом, который содержит:
- наименование целей (окончательных и промежуточных),
- ресурсы и методы достижения целей (сотрудники, фонды, отношение собственности),
- технология решения задачи по выходу компании из кризисной ситуации (структуру компании, формулу поведения персонала, правила производственной, финансовой и маркетинговой деятельности).
Постоянная функция антикризисной стратегии компании заключается в оценке и планировании возможностей ее входа в антикризисное состояние, важным при этом является взаимное сочетание стратегии и тактики антикризисного управления.
Периодически возникающие краткосрочные кризисы являются рядовым явлением в функционирующем предприятии в нестабильной внешней среде. При плавных колебаниях показателей деловой активности во внешней среде, глубокий кризис возникает постепенно и растет неуклонно, что дает возможность до заблаговременного наступления кризиса провести его прогноз и разработать систему мер по минимизации ущерба и вывести компанию из состояния кризиса.
Решения, которые принимаются на ранней стадии, основаны на слабых, и потому не всегда правдивых сигналах о появлении неблагополучных тенденций.
Тактические решения отличаются от стратегических тем, что их принятие происходит на базе более полной и точной информации, которая отражает состояние производственной системы на данный момент времени. В этом случае необходимы чрезвычайные меры по недопущению кризиса, которые могут быть реализованы в краткосрочном периоде, а также меры, которые будут направлены на выход из кризисного состояния.