Общие понятия антикризисного управления
Переход экономики Российской Федерации на рыночные отношения, предопределило необходимость изменения всех существующих форм и методов управления.
На современном этапе, антикризисное управление рассматривается как один комплекс мер, который охватывает все сферы деятельности: маркетинг, экономику, систему управления кадровым составом, отношения между производителями и покупателями, информационные технологии. Правильно разработанные методы анализа деятельности предприятия, максимально точно отражают всю финансовую деятельность предприятия.
Сегодня, все чаще крупные предприятия и фирмы используют SWOT – анализ, благодаря которому увеличивается возможность максимально точно определить колебания в финансовой деятельности предприятия.
Характеристика методов антикризисного управления
К основным методам, которые позволяют эффективно управлять предприятием в период кризиса, относятся мероприятия, которые направлены на диагностику кризиса и методы преодоления его.
Основные методы диагностики:
- мониторинг внешней среды предприятия;
- анализ конкурентов, которые существуют на внутреннем рынке;
- независимый аудит предприятия (для определения финансового состояния);
- анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
- анализ возможных рисков;
- оценка состояния деятельности предприятия.
Управление предприятием в период кризиса – это совокупность методов, которые направлены на сокращение затрат, и увеличение поступления денежных средств на счета предприятия. В данном случае эффективно будет использовать:
- новые технологии в производстве и продаже;
- улучшение качества выпускаемой продукции;
- анализ ценовой политики.
К основным методам преодоления кризиса относятся:
- уменьшение затрат;
- реструктуризация кредиторской задолженности;
- определение дальнейшего развития предприятия;
- проведения реорганизации предприятия.
Маркетинговые стратегии в антикризисном управлении
Основной проблемой большинства крупных предприятий является, не правильно организованный маркетинг. Прежде всего, это связано с недостатком информации о товаре, который предлагается.
Предприятия, которые выходят на внешний рынок - не могут обойтись без маркетинговых стратегий, которые направлены на продвижения товара.
Весь маркетинг направлен на:
- усовершенствование процесса производства;
- материальное стимулирование сотрудников;
- улучшение качества выпускаемой продукции;
- увеличение ассортимента товара;
- увеличение рынка сбыта готовой продукции.
Решающим фактором, который помогает определить функциональное назначение предприятия, является инновационная деятельность.
Антикризисное управление на государственном уровне
Антикризисное регулирование на государственном уровне – это правовое воздействие государства, которое направлено на защиту предприятия, предотвращения банкротства на всех стадиях.
К основным причинам некачественной работы предприятия относят:
- негативные внешние факторы;
- недостаточное количество информации;
- безработица;
- высокий уровень инфляции;
- отсутствие рынков сбыта.
Эффективное регулирование на государственном уровне, обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего функционирования предприятий в России.
Антикризисное управление основано на двух аспектах:
- недопущение кризиса;
- преодоление кризиса.
Современный руководитель должен быть готов к возможному кризису, и иметь план действий на его преодоление.
Сегодня существует большое количество методов оценки финансового благосостояния предприятия, благодаря которым увеличивается возможность предотвратить возможное банкротство.
Главным механизмом антикризисного управления является внедрение методов ранней диагностики банкротства.