Понятие маркетинга
Маркетинг – это процесс, который направлен на удовлетворения нужд и потребностей определенных групп населения.
Основной целью маркетинга является увеличение спроса на товар, который выражается в общем объеме продаж на рынке.
Основными компонентами маркетинга являются:
- цена,
- спрос,
- предложения,
- качество.
Разрабатывая антикризисную программу, необходимо проанализировать внутренние факторы деятельности предприятия, а именно:
- ресурсный потенциал;
- уровень развития предприятия;
- мотивацию работающего персонала;
- планирование увеличения объемов производства.
Для определения рыночной способности предприятия используются факторы маркетинговой среды. В кризисной ситуации, которая происходит на предприятии, важна поддержка партнеров, поставщиков сырья, нахождение новой целевой аудитории для реализации своей продукции.
Объектами маркетинговых исследований являются:
- научно-технические возможности;
- социальные гарантии;
- культурные процессы;
- политические факторы.
Основной функцией антикризисного маркетинга выступает мониторинг внешней среды предприятия, который поможет спрогнозировать кризисную ситуацию.
Маркетинговые стратегии в антикризисном управлении
Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управления – сложная и многогранная работа, которая в полной мере зависит от ситуации, происходящей на предприятии.
Стратегия управления представляет собой политику, которая направлена на развитие производственной деятельности предприятия, прогноз результатов деятельности, средства и методы управления.
Стадии маркетингового цикла:
- анализ и оценка рыночных возможностей предприятия;
- поиск новых целевых рынков;
- разработка комплекса маркетинговых исследований;
- реализация маркетинговых программ.
Маркетинговые исследования и их осуществление рассматривается как базовая информация к использованию антикризисных мер, направленных на улучшение и выход предприятия из кризиса.
Маркетинговые исследования базируются на изучении спроса и предложения. Эти два понятия взаимосвязаны между собой. Предложение порождает спрос. Спрос - это стратегия продвижения товара на рынке в тот момент, когда интерес на данный вид товара снизился.
Необходимо обратить внимание на то факт, что стратегия в маркетинге – устойчивый инструмент, в отличие от целей, которые служат всего лишь условием миссии предприятия.
Маркетинговые средства в антикризисном управлении
Большое значение в управлении маркетингом имеет отбор информации, которая поможет проанализировать возможности предприятия. Основной формой коммуникации является реклама.
Реклама – распространение информации, которая помогает привлечь внимание к рекламируемому объекту.
- Информационная функция - информирует потребителя о товарах и брендах.
- Убедительная функция – убеждает покупателя, что необходимо приобрести именно этот товар.
- Стимулирующая функция – увеличивает спрос на товар.
- Напоминающая функция – напоминает о торговых марках и брендах.
Необходимо отметить, что меры по увеличению продаж, в настоящие время, привязываются к интересам потенциальных покупателей. В России широко применяются прямые продажи товара. Прямые продажи увеличивают возможность самим производителям узнать мнение о своем товаре.
Связь с общественностью – вид деятельности, который направлен на формирование общественного мнения о предприятии, продукции, которую она выпускает.
Систематическое антикризисное управление предприятием предполагает особое внимание к вопросам о недопустимости кризиса, минимизации ущерба, увеличении рынка сбыта.